Черноскутов Геннадий Васильевич

 

Черноскутов Геннадий Васильевич (03.01.1933 – 23.01.2003). Волгоградский художник. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство (витраж, художественное стекло, монументально-декоративное панно, мозаика, рельеф, настенная роспись), живопись.

Родился в г. Фергана Узбекской ССР. Двадцатилетним юношей окончил Свердловское художественное училище (1953). Учась в училище, он был статистом в театре оперы и балета. Любил петь, играл на гитаре, с удовольствием ходил на симфонические концерты. Увлекался поэзией и сам писал стихи, из поездок присылал семье рифмованные письма. Сочинял сценарии в стихах для творческих вечеров. По воспоминаниям жены: «Человек скромный, он никогда не говорил о своих заслугах». Близких людей поражали в нём доброта, внимание к людям, искренность. Он был большой труженик, страстно любил свою профессию. Самая большая была радость для матера – радость творчества.

С 1953 по 1959 гг. учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. По окончании училища был направлен на стекольный завод в г. Гусь-Хрустальный, работать по специальности художник-конструктор по проектированию изделий из стекла и хрусталя (1959). Работая на Тусевском заводе (1959–1962) Г. В. Черноскутов проявил себя как талантливый художник, остро чувствующий проблематику современного декоративного искусства. В этот период он выполнил целый ряд художественных изделий из хрусталя, которые экспонировались на отечественных выставках и ярмарках, на зарубежных выставках более чем в 20 странах мира. Мастер активно участвовал в ежегодных Всесоюзных выставках «Искусство в быт».

В это же время совместно с художником В. Филатовым он создал свою первую большую монументальную работу – витраж «Сын земли», установленный впоследствии в Москве, в конференц-зале газеты «Правда».

В своем творчестве художник обращался к теме войны, это была память об его военном детстве. В 1962 г., когда он с женой Зинаидой Николаевной приехали на сталинградскую землю, где еще свежи были раны страшной битвы, тема эта захватила художника полностью. Здесь о войне напоминали руины домов, иссечённые осколками стволы деревьев. На Мамаев курган, где не был ещё возведён памятник-ансамбль, супруги ходили собирать осколки. Самые значимые работы из цикла картин о войне – триптих «Никто не забыт, ничто не забыто» (в Волгоградском музее изобразительных искусств) и диптих «Война и мир».

В Волгограде по-настоящему полно раскрылся его талант художника-монументалиста.

Здесь он вступил в члены Союза художников СССР (1963), позднее, являлся членом Комиссии по монументальному искусству СССР (1980–1992), был членом Правления Союза художников РСФСР и СССР. Он дважды избирался депутатом городского Совета народных депутатов (1985, 1987). Будучи депутатом, стал инициатором создания Волжского городского выставочного зала (открыт 2 февраля 1989 г.).

Первая персональная выставка мастера под названием «Война и мир» открылась в 1972 г. в Волгоградском музее изобразительных искусств. В течение нескольких лет выставка экспонировалась в городах Острава (Чехословакия), Элиста, Кисловодск, Севастополь, Астрахань, Баку.

Геннадий Васильевич очень хотел заниматься скульптурой. В Волгограде был объявлен конкурс на лучший проект памятника 64-й армии, и он, не имея образования скульптора, принял в нем участие. Совместный проект с Петром Чаплыгиным (к сожалению, он так и остался невоплощенным) получил первую премию. С 1976 по 2003 гг. почти ежегодно он участвовал в выставках «Монументально-декоративное искусство в градостроительстве» в Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Ярославле, Самаре. Его персональные выставки проходили в городах Волжский, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Рига, Минск, Екатеринбург и зарубежных странах.

Наряду с монументальными формами искусства, Г. В. Черноскутов много и успешно работает в станковой живописи. Его станковые живописные работы экспонировались на зональных выставках «Большая Волга» (1964–2000).

В свое время он оформлял спектакль «Красное вино Победы» на волгоградском телевидении.

Художник много путешествовал по городам и республикам СССР. Совершил несколько зарубежных поездок: круиз вокруг Европы по линии Союза художников СССР (1968), поездка в США в составе делегации общества Дружбы народов СССР (1973), поездка по Вьетнаму по линии комитета Защиты мира СССР (1978) и др. Новые места давали ему вдохновение. Его выставки стали своеобразными творческими отчетами о них: «Вьетнам борется, Вьетнам побеждает», «Земля и люди», «Мир глазами художника», «Моя палитра» и т. д. Больше всего он любил Ленинград – город юности, белых ночей и музеев. Второй родиной считал Волжский, где прожил много лет (34 года).

Неповторимый облик Волжскому придают монументальные полотна, панно и мозаики художника, в них звучит любовь к окружающему мир и родному городу. Волжане помнят Геннадия Васильевича не только как художника станковой живописи и графики, но и как монументалиста, принимавшего активное участие в формировании облика города. Оформление 23-й школы, речного порта, автовокзала, ДК «Октябрь», Дворца творчества детей и молодежи и многих других объектов выполнено руками мастера. Все эти работы отличаются продуманной архптектоничностью, выразительным образным решением, раскрытием возможностей разнообразных материалов, органичным единством с окружающей архитектурной средой.

Работы Г. В. Черноскутова находятся во многих престижных государственных и частных коллекциях в России и за рубежом. Его работы также приобретены Волгоградским музеем изобразительных искусств, Художественным фондом России, муниципальной картинной галереей г. Волжского.

За свою творческую и выставочную деятельность Г. В. Черноскутов неоднократно награждался дипломами и почетными грамотами Секретариата Союза художников СССР, Комитета защиты мира СССР, Министерства культуры СССР. В 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области изобразительного искусства Черноскутову Геннадию Васильевичу присвоено звание «Заслуженного художника РСФСР».

В холе Волжского политехнического техникума был увековечен один из двух оставшихся в городе витражей руки Геннадия Черноскутова. Очень органичная и яркая композиция возносится вверх на целых два этажа и придает техникуму сходство с костелом. Ранее в городе насчитывалось три работы из цветного стекла знаменитого монументалиста. Но, к сожалению, одна из них была демонтирована. Руководство техникума выступило с инициативой об установлении рядом с витражом мемориальной доски художника летом 2012 г. Кроме прочих на открытии присутствовали члены семьи художника: супруга – Зинаида Николаевна, сын – Олег Геннадьевич (художник-дизайнер) с супругой.

Источники

Александрович, Галина. Династии : талант передается по наследству / Г. Александрович // Волжская правда. – 2008. – 22 июля. – Режим доступа: http://www.pravda.volzhsky.ru/index.php?ni=11334&ri=2560&ai=5037&PHPSESSID=hlcrigyblaymdhpf.

Геннадий Васильевич Черноскутов : [биография]// МБУ «МИБС» города Волжский : [офиц. сайт]. – Режим доступа: http://www.mibs-vlz.ru/virtualnaya-galereya-chudozhnikov-goroda-volzhskogo/gennadiy-vasilevich-chernoskutov.

Кострыкина, И. И дар, и мастерство / И. Кострыкина // Отчий край. – 2001. – № 1. – С. 106–109.

Черноскутов Геннадий Васильевич // Волгоградский художник : альбом / [сост. В. А. Жуков]. – Волгоград : Издатель, 2007. – С. 177 : фот.

Черноскутов Геннадий Васильевич : [биография] // Волжский.ру. – Режим доступа: http://www.volzsky.ru/index.php?wx=38&wx2=22.

ерноскутова, Зинаида Николаевна. Счастливый дар дается для непрестанного труда : [беседа с вдовой художника З. Н. Черноскутовой / записала Елена Ленская] // Волжская правда. – 2008. – 24 января. – Режим доступа: http://www.pravda.volzhsky.ru/index.php?ni=11234&ri=1909&ai =3819&PHPSESSID=hlcrigyblaymdhpf.

Ч