Год российского кино

Как известно, Президент РФ Владимир Путин подписал указ от 7 октября 2015 г. № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино». Указ вступил в силу со дня его подписания.

Муниципальные библиотеки Волгограда открывает рубрику «Год российского кино», в рамках которой мы будем предлагать Вам материалы о выдающихся артистах советского и российского кинематографа.

Помимо этого, в течение года будет формироваться пособие по актерам и артистам — землякам или посвятившим часть своей актерской судьбы местным театрам (Сталинграда — Волгограда).

И наконец, уже дан старт ежегодному Конкурсу буктрейлеров в рамках «БиблиоНочи — 2016». Тема нынешнего года — «Литература в кино, или Экранизированные книги». В ракурсе внимания киноманов и книголюбов — видеосюжеты на полюбившиеся литературные произведения, авторское видение уже состоявшихся кинопостановок, кинозарисовки о чтении. Ждем откликов!

Итак, «Год российского кино» открывает

Крючков Николай Афанасьевич, советский и российский актер

театра и кино (06 января 1911 — 13 апреля 1994)

Николай Крючков родился в Москве 6 января 1911 года в рабочей семье. Отец Николая, прошедший окопы Первой мировой войны, вернувшись в Москву устроился грузчиком на текстильный комбинат «Трехгорная мануфактура». Но проработал там недолго. Из-за ран, полученных на фронте, отец вскоре умер. Внезапная смерть отца заставила четырнадцатилетнего Николая задуматься о том, как обеспечить семью. Закончив семилетку, он поступил в Школу фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ) при «Трехгорной мануфактуре», где обучался по профессии гравера-накатчика. Училище он закончил успешно и получил девятую высшую категорию рабочей сетки.

В те же годы Крючков стал участвовать в художественной самодеятельности, занимаясь по вечерам в драмкружке. Его таланты обращали на себя внимание. Чего он только не умел: и играть на гармони, и петь, и плясать (особенно лихо бил чечетку).

Театром Николай заболел, как он сам признавался, «всерьез, неизлечимо». С 1928 года Крючков играл в московском Театре рабочей молодежи (ТРАМ) и учился у знаменитых актеров Н. Хмелева, И. Судакова, И. Савченко. Крючков, играя на сцене студии, продолжал работать на «Трехгорке» и практически содержал семью. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: «Московский 10.10», где он играл Сашку-сезонника, и «Зови, фабком!». Именно в последнем спектакле его и заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет…

Он увидел Крючкова и пригласил его сниматься в своей новой картине «Окраина». В фильме актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Фильм «Окраина» вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом, дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Поэтому их содружество с Б. Барнетом продолжилось и дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме «У самого синего моря». На этот раз это была комедия и нашему герою в нем досталась одна из центральных ролей – роль Алексея.

После этого фильма Крючкова заметили. Предложения сниматься посыпались на него со всех сторон. Из-за частых съемок ему даже пришлось в 1933 году покинуть ТРАМ. За последующие четыре года Крючков снялся в фильмах: «Частный случай», «Возвращение Максима», «Человек с ружьем», «Комсомольск», «На границе».

От роли к роли актер накапливал необходимый опыт, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего «звездного часа». И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы». Его партнершей в картине была жена режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда советского кино. Натурные съемки проходили летом 1938 года в степи, на берегу Южного Буга, в деревне Гурьевка. Когда фильм «Трактористы» в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» и «Броня крепка и танки наши быстры…» запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными знаменитостями, а в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову – его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино.

После шумного успеха «Трактористов» приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: «Выборгская сторона», «Ночь в сентябре», «Яков Свердлов», «Член правительства», «В тылу врага»…

С первых же дней войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. «Снимаясь в кино, Вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте», – сказал он актеру. И Крючков с головой ушел в работу. На фронт Николай Крючков все же попал – в составе фронтовых бригад, выступавших с концертами, но главным оставалось кино.

В 1941 году Крючков снялся в комедии «Свинарка и пастух». А в 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины» и «Парень из нашего города». Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны.

Крючков мог выполнить любую актерскую задачу. Он все делал сам: скакал на лошади, работал на тракторе, водил автомобиль и мотоцикл, летал на «кукурузнике», играл на баяне, пел, плясал… Все сам, всегда сам. Оттого так солиден «послужной» список травм, о которых он говорил коротко: «Ломал руки и ноги 12 раз, обжигал глаза, потерял зубы, заработал ревматизм…».

В послевоенные годы советский кинематограф переживал не лучшие свои времена, фильмов тогда снималось очень мало. Однако, несмотря на это, Крючкову удавалось не просиживать без работы. В те годы на экраны вышли следующие фильмы с его участием: «Машина 22-12», «Щедрое лето», «Максимка». С середины 1950-х годов творческая активность Крючкова продолжает поражать зрителей. Например, в 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м – в пяти. Самые заметные работы в этот период — это «Дело Румянцева» и «Жестокость».

В конце 50-х Николай Крючков сыграл роль Любима Торцова в пьесе А. Островского «Бедность не порок» в московском Театре-студии киноактера.

 

 

 

 

В 1960-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, одновременно работая в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1962 году зрители увидели Николая Крючкова в роли старого слуги Ивана в «Гусарской балладе», а в 1964-м он сыграл роль богача в «Женитьбе Бальзаминова».

В 1965 году Н. А. Крючкову было присвоено звание Народного артиста СССР.

С возрастом Николай Крючков стал еще более требовательно подходить к каждой новой роли. В своей книге «Чем жив человек» он утверждал, что актер «в своем творчестве должен быть органичен, жизненно реалистичен. В нем очень обостренно должны действовать два защитных механизма – чувство такта и чувство меры». Эти свои выработанные годами творческие принципы актер и использовал в работе над образами. Вот почему событием стала специально написанная для него роль шофера такси в картине «Горожане», которая вышла на экраны в 1975 году. Другая удачная работа в те годы – роль старого шахтера Панаса Байды в киноповести «Адрес вашего дома». В восьмидесятые годы Николай Афанасьевич снимался мало. Среди фильмов тех лет – «Особо важное задание» «Битва за Москву» и «Сталинград».

 

 

 

 

Николай Крючков был необыкновенно популярен как в пору своей молодости, так и в зрелые годы. Незнакомые люди обращались к актеру на «ты», даже когда актеру было за пятьдесят. Они считали его своим человеком. А еще ему нередко приходили письма с необычным адресом: «Москва. Николаю Крючкову». И такие послания почти никогда не терялись… Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Остались зрители, которые помнят прекрасного актера. Остались прекрасные фильмы, которые составляют золотой фонд российского киноискусства. И все это свидетельствует о том, что Николай Афанасьевич Крючков оставил свой яркий след в этой жизни.

ЮБИЛЯР ФЕВРАЛЯ

Савин Петр Николаевич, советский актер театра и кино.

Родился в Москве 1 февраля 1906 года. Его отец работал на заводе, а мать была домашней хозяйкой. После окончания школы Петр устроился слесарем на чугунолитейный завод. По воле случая, в 1925 году, он снялся в небольшом эпизоде фильма «Крест и маузер», съемки в котором стали решающими в выборе будущей профессии. В этом же году Савин поступил на кинокурсы имени Бориса Чайковского, учебу на которых стал совмещать с работой на заводе.

Окончив кинокурсы в 1927 году, Петр Савин стал много сниматься, играя, в основном, своих современников – молодых рабочих и деревенских парней. Среди лучших работ раннего периода: Васька («Кружева»), Тимошка («Гармонь»), Петр Иванович («Случайная встреча»), Емеля («По щучьему велению»), Гараев («Тимур и его команда»).

В начале Великой Отечественной Войны Петр Савин был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил работу на Центральной объединенной киностудии. Затем, с 1943 по 1946 годы, был актером Центрального Театра Красной Армии. В 1946 году был принят в штат киностудии «Мосфильм» и театра-студии киноактера (с 1951 по 1954 годы актер уезжал в Германию, где работал в театре Группы советских войск).

Петр Савин был трижды женат. От первого брака у него родилась дочь, от второго – сын Александр Савин, который стал кинооператором. В третий раз Петр Николаевич женился в 1946 году и прожил с женой до самой своей кончины.

С возрастом Петр Савин перешел на роли второго плана и эпизоды, играя, в основном, рабочих, руководящих работников и военных. Среди работ: Мальцев («За витриной универмага»), замполит («Солдат Иван Бровкин»), Попов («Приключения Артемки»), Балашев («Шторм»), Чужак («Нахаленок»), Тимохин («Война и мир»).

В 1958 году Петру Савину было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

 

 

 

 

В 1964 году режиссер Владимир Монахов пригласил Савина на роль председателя исполкома в фильм «Непрошенная любовь». Петр Николаевич был нездоров, но работать все-таки согласился. Была зима, стояли сильные морозы. Сниматься пришлось ночью, в легких ботинках и тонкой куртке. В результате этих съемок актер подхватил двухстороннее воспаление легких, которое переросло в полиартрит, мучавший потом Савина всю дальнейшую жизнь. Позднее у Петра Николаевича так же обнаружилась грыжа пищевода, мешавшая прохождению пищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате болезней, в 1975 году Петр Савин был вынужден уволиться с «Мосфильма». Петр Савин умер 8 апреля 1981 года. Похоронен актер на Востряковском кладбище Москвы.

Фильмография

1925 — «Крест и маузер» (хулиган)

1928 — «Кружева» (Васька)

1934 — «Гармонь» (Тимошка)

1936 — «Случайная встреча» (Петр Иванович)

1938 — «По щучьему велению» (Емеля)

1939 — «Личное дело» (учитель)

1939 — «Трактористы» (друг Клима)

1940 — «Весенний поток» (Костя Уманцев)

1940 — «Тимур и его команда» (Гараев)

1941 — «В тылу врага» (командир батареи)

1948 — «Повесть о настоящем человеке» (шофер)

1949 — «Сталинградская битва», 1-я серия (гвардеец)

1954 — «Солдат Иван Бровкин» (замполит)

1955 — «За витриной универмага» (Мальцев)

1956 — «Приключения Артемки» (Попов)

1957 — «Девушка без адреса» (лейтенант милиции)

1957 — «Шторм» (Балашев)

1958 — «Дорогой мой человек» (повар)

1959 — «Судьба человека» (хозяин дома)

1961 — «Евдокия» (начальник строительства)

1961 — «Нахаленок» (Чужак)

1964 — «Непрошенная любовь» (председатель исполкома)

1965-66 — «Война и мир» (Тимохин)

1968 — «Хозяин тайги» (председатель сельсовета)

1971 — «Тени исчезают в полдень» (бухгалтер совхоза)

1973 — «Таланты и поклонники» (обер-кондуктор)

АКТЕРЫ — ЮБИЛЯРЫ МАРТА

2 марта исполняется 80 лет со дня рождения Ии Саввиной — советской и российской актрисы театра и кино, народной артистки СССР.

Актерские работы : «Дама с собачкой», «Анна Каренина», «Гараж» и др.

Телеспектакли : «Чайка», «Улица ангела», «Звездный час», «Рождественские грезы» и др.

Режиссерские работы : «В прекрасном и яростном мире».

Даты жизни : 2 марта 1936 – 27 августа 2011

В этот же день 40 лет назад на свет появился Даниил Страхов — российский актер театра и кино.

Актерские работы : «Маросейка, 12», «Женская логика», «Дети Арбата», «Мы из будущего», «Исаев», «Розыгрыш» и др.

Театральные работы : «Двенадцатая ночь», «Венецианский купец», «Портрет Дориана Грея», «Калигула», «Драма на охоте» и др.

 10 марта отметит свой 70-летний юбилей Владимир Гостюхин — советский и российский актер театра и кино, народный артист Беларуси, кинорежиссер.

Актерские работы : «Был месяц май», «Хождение по мукам», «В поисках капитана Гранта», «Дальнобойщики», «Пепел», «Алхимик» и др.

Режиссерские работы : «Ботанический сад».

11 марта исполнилось бы:

90 лет Евгению Шутову — советскому актеру театра и кино, народному артисту РСФСР.

Актерские работы : «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Тени исчезают в полдень», «Место встречи изменить нельзя»,

«Царь Иван Грозный» и др.

Даты жизни: 11 Марта 1926 — 28 Ноября 1995.

90 лет Георгию Юматову — советскому и российскому актеру театра и кино, народному артисту РСФСР.

Актерские работы : «Молодая гвардия», «Адмирал Ушаков», «Разные судьбы», «Стряпуха», «Офицеры», «Огарева, 6», «ТАСС уполномочен заявить…» и др.

Даты жизни: 11 Марта 1926 — 6 Октября 1997.

 14 марта исполняется 40 лет Ирине Низиной — российской актрисе театра и кино.

Актерские работы : «Маркиз де Сад», «Аэропорт», «Бешеная» и др.

Театральные работы : «Севильский цирюльник», «Эраст Фандорин», «Вишневый сад», «Алые паруса», «Почтальон всегда звонит дважды» и др.

21 марта исполняется 90 лет со дня рождения Александра Вокача — советского актера театра и кино, народного артиста РСФСР.

Актерские работы : «Король Лир», «Два капитана», «Хождение по мукам», «Идеальное преступление» и др.

Театральные работы : «Вечно живые», «С любимыми не расставайтесь», «Вишневый сад» и др.

Даты жизни: 21 Марта 1926 — 1 Октября 1989.

26 марта отметит свой 70-летний юбилей Александр Хотченков — советский и российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации.

Актерские работы : «Золотая теща», «Досье детектива Дубровского», «Подросток», «Московские каникулы» и др.

Театральные работы : «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Эраст Фандорин» и др.

 29 марта исполняется 80 лет:

Станиславу Говорухину — советскому и российскому актеру, кинорежиссеру, сценаристу, народному артисту Российской Федерации.

Актерские работы : «Асса», «Анкор, еще анкор!», «Женская логика», «Благословите женщину», «9 рота» и др.

Режиссерские работы : «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок» и др.

Сценарии : «Белый взрыв», «Пираты XX века», «Тайны мадам Вонг», «Подмосковные вечера», «Черная вуаль» и др.

АКТЕРЫ — ЮБИЛЯРЫ АПРЕЛЯ

3 апреля 1946 года родился Андрей Вертоградов — актер, заслуженный артист Российской Федерации.

Актерские работы : «Журналист», «Судьба резидента», «Честное волшебное», «Сны» и др.

Даты жизни : 3 апреля 1946 – 31 мая 2009

 7 апреля 1946 года родился Марк Рудинштейн — актер, продюсер.

Фильмы: «Аномалия», «Короткое дыхание любви», «Курортный роман» и др.

 

7 апреля 1976 года родился Михаил Полицеймако — актер, телеведущий.

 Фильмы: «Воротилы», «Приключения солдата Ивана Чонкина» и др.

Передача: О самом главном.

8 апреля 1956 года родилась Светлана Орлова- актриса.

 Фильмы: «Елки-палки!», «Подарок черного колдуна», «Принцесса на горошине» и др.

 

9 апреля 1926 года родился Всеволод Сафонов — актер, народный артист РСФСР.

 Фильмы: «Белорусский вокзал», «Открытая книга», «Семь криков в океане», «Тишина», «Укрощение огня» и др.

Даты жизни: 9 апреля 1926 — 6 июля 1992.

9 апреля 1936 года родился Эрнст Романов — актер.

Фильмы: «Возвращение броненосца», «Империя под ударом», «На всю оставшуюся жизнь…», «Приказ: огонь не открывать», «Убойная сила» и др.

16 апреля 1896 года родился Борис Добронравов- актер, народный артист СССР.

Фильмы: «Поднятая целина», «Сталинградская битва», «Шторм» и др.

Даты жизни: 16 апреля 1896 — 27 октября 1949.

16 апреля 1941 года родился Сергей Петрович Никоненко, российский актер театра и кино, кинорежиссер.

Сергей Никоненко, урожденный москвич,  вырос не в артистической семье, но свой путь определил для самого себя рано, твердо и навсегда. Это произошло, когда Сереже было 13 лет, и с этого момента для него существовала только одна профессия — профессия актера, на овладение которой он бросил все свои юные силы: записался сразу в два кружка — драматический в московском Дворце пионеров и студию художественного слова. В кружках он нашел прекрасных педагогов, заложивших в характер подростка то, без чего он не состоялся бы ни как человек, ни как актер. Это был мир настоящей литературы, большой поэзии, мир искусства, где нравственности не учили, а просто были живым ее воплощением. С. Никоненко окончил вечернюю школу и рано начал трудовой путь. Он работал кондуктором автобуса, затем почтальоном и мечтал поступить во ВГИК.

Видимо, что-то очень человечное, помимо таланта, сумел разглядеть в щуплом пареньке С. А. Герасимов, отбирая из сотен претендентов нескольких счастливчиков в свою мастерскую. Сегодня этот курс назвали бы курсом «звезд». Ж. Болотова, Н. Губенко, С. Никоненко, Ж. Прохоренко, Г. Польских, Л. Федосеева, Е. Жариков В институте Сергей Никоненко переиграл почти весь классический репертуар, включая Гамлета. Как сложившийся киноактер С. Никоненко впервые обратил на себя внимание в картине А. Азарова «Это случилось в милиции». И эта ранняя работа стала, в сущности, началом его актерской биографии. Вся дальнейшая работа актера Никоненко подтвердила, что именно жизненность, достоверность есть его актерское кредо. И лучшим доказательством этого тезиса стала работа в картине С. Герасимова «Люди и звери». Здесь молодой актер сумел передать напряженную внутреннюю работу ума и души своего героя, смог донести почти физиологическую потребность в правде, гармонии и естественности окружающего мира.

С. П. Никоненко сыграл 130 ролей в кино, в том числе в фильмах «Люди и звери» (1962), «Война и мир» (1965-1967), «Крылья» (1966), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Странные люди» (1969), «Красная площадь» (1970), «Освобождение» (1968-1971), «Белый взрыв» (1969), «Пой песню, поэт» (1971), «За облаками небо» (1973), «Земляки» (1974), «Трын-трава» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), « Расколотое небо» (1979), «Волны Черного моря» (1976), «Цыганское счастье» (1981), «Шестой» (1981), «Инспектор ГАИ» (1982), «Парад планет» (1984), «Если можешь, прости…» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Завтра была война» (1987), «Елки-палки» (1988), «Красное вино победы» (1990), «Семьянин» (1991), «Брюнетка за 30 коп.» (1991), «Хочу в Америку» (1992), «Хлеб — имя существительное», «Не хочу жениться» (1992), «Время танцора» (1996), «Дети понедельника» (1997), «Грешная любовь» (1997), «Китайский сервиз» (1999), «Классик» (1998), «Каменская» (2000).

Волею судеб Сергей Никоненко принадлежит к тому поколению людей, которых сегодня зовут «шестидесятниками», и он разделил со своими ровесниками все надежды и разочарования своего времени. На рубеже 60 — 70-х годов на смену взлету творческих возможностей в литературе и кино пришел застой. Когда не было хороших ролей, он много работал на эстраде, читал А. Пушкина, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского. Когда накопилось много собственных идей, он вернулся во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету более десятка картин. «Птицы над городом», «Трын-трава», «Целуются зори», «Цыганское счастье», «Люблю. Жду. Лена.», «Корабль пришельцев», «Елки-палки», «Семьянин», «Брюнетка за 30 коп.», «Хочу вашего мужа», «Хочу в Америку», «Не хочу жениться».

Не все фильмы были благожелательно встречены критикой, не все удались, но некоторые режиссерские работы Никоненко вызвали интерес и завоевали признание.

Сергей Никоненко никогда не бывает в творческом простое. Если нет сценария, способного увлечь его как режиссера, он много и охотно снимается, не пренебрегая маленькими ролями.

Сергей Петрович имеет много премий и наград. А в 1991 году ему было присвоено звание — Народный артист России.

Живет и работает в Москве.

18 апреля 1966 года родилась Ирина Феофанова — актриса.

 Фильмы: «Без срока давности», «Женщин обижать не рекомендуется», «Сын за отца» и др.

 

19 апреля 1956 года родился Сергей Варчук — актер.

Фильмы: «Золото Югры», «Под знаком скорпиона», «Русский бунт» и др.

 

22 апреля 1986 года родилась Мария Сластненкова — актриса.

Фильм: «Молодожёны».

Передача: Большая разница (Первый канал).

 

 24 апреля 1986 года родилась Екатерина Астахова- актриса.

 Фильмы: «Всегда говори всегда», «Институт благородных девиц», «Русский шоколад» и др.

 

25 апреля 1956 года родилась Светлана Смирнова — актриса.

Фильмы: «Царская охота», «Четырнадцать цветов радуги», «Чужие письма» и др.

 

30 апреля 1936 года родилась Антонина Шуранова — актриса, народная артистка Российской Федерации.

 Фильмы: «Война и мир», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Опасный поворот» и др.

Даты жизни: 30 апреля 1936 – 5 февраля 2003 года.

АКТЕРЫ — ЮБИЛЯРЫ МАЯ

1 мая исполнилось бы 110 лет Юрию Толубееву — советскому актёру театра и кино, Герою Социалистического Труда, народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Сталинской премии второй степени.

Актерские работы : «Гамлет», «Дон Кихот», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и др.

Работы в театре : «Дядя Ваня», «Ревизор», «Гамлет», «Чайка», «На дне» и др.

Даты жизни: 1 мая 1906 — 28 декабря 1979.

3 мая исполнится 60 лет Наталье Андрейченко — советской и российской актрисе театра и кино, заслуженной артистке РСФСР.

Актерские работы : «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Подари мне лунный свет» и др.

 

4 мая исполнилось бы 90 лет Зое Васильковой – советской и российской актрисе.

Актерские работы : «Вечный зов», «Гранатовый браслет», «Джентльмены удачи» и др.

Даты жизни: 4 Мая 1926 — 1 Июня 2008.

4 мая отметит свой 50-летний юбилей Алексей Ясулович — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, продюсер.

 

 

Актерские работы : «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды», «По законам военного времени», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» и др.

8 мая исполнилось бы 90 лет Нинели Мышковой — советской актрисе театра и кино, заслуженной артистке РСФСР

Актерские работы : «Гадюка», «Дом, в котором я живу», «Илья Муромец», «Марья-искусница».

Даты жизни : 8 мая 1926 – 13 сентября 2003

 15 мая исполнилось бы 90 лет Владимиру Трошину — советскому и российскому певцу, актёру театра и кино, народному артисту РСФСР, лауреату Сталинской премии второй степени.

Актерские работы : «Дело было в Пенькове», «Гусарская баллада», «Старый новый год», «Битва за Москву», «Вход в лабиринт» и др.

Даты жизни : 15 мая 1926 – 25 февраля 2008

21 мая отметит свое 70-летие Николай Досталь – советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Народный артист России (2008 год). Заслуженный деятель искусств России (1997 год).

Актерские работы : «До свидания, мальчики!», «Морские рассказы» и др.

 24 мая исполнится 30 лет Евгении Осиповой – российской актрисе театра и кино.

Актерские работы : «Доярка из Хацапетовки», «Закрытая школа», «Сын моего отца» и др.

 

Олег Иванович Даль,  советский актер театра и кино

Родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре.

Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище. Роль Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи «Мой младший брат» (1962) по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием.

После окончания театрального училища Даль был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии.

В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.

Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень).

А новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира».

С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля: «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова, «Из записок Лопатина» Константина Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэла Микаэляна и Галины Волчек. С нимработают такие режиссёры как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль «Принцесса и дровосек» был первым опытом Олега Даля – режиссёра.

В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова». Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.

Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссёр Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.

В последних ролях в кино в игре Даля намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом.

Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока…

 

 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login