Символика Царицына — Сталинграда — Волгограда
История герба Царицына – Волгограда
Принято считать, что первый герб провинциального Царицына появился в 1729–1730 гг. как эмблема для полкового знамени Царицынского драгунского полка. Изображение герба было помещено в Знаменном гербовнике 1730 г. Запись в гербовнике гласила: «83. Царицынский – два белые осетра, поле красное». Герб использовался в символике Царицынского полка и городских печатей. Автором герба считается граф Франциско Санти, оберцеремонимейстер Екатерины I. Работа над проектом была выполнена по заданию Военной коллегии в 1727 г. В конце ХVIII – середине ХIХ вв. сформировался второй этап градостроительной среды г. Царицына. В 1798 он стал уездным городом Саратовской губернии. Данное событие повлекло за собой появление первого плана города 1818 г., разработанного саратовским губернским землемером М. Решетниковым. На основе этого документа был разработан перспективный план застройки, утвержденный 18 июня 1820 г. императором Александром I. Он упорядочивал хаотичное развитие города, придав его застройке регулярную прямоугольную планировку. На данном плане было второе известное краеведам изображение царицынского герба. Много позже Статистическое отделение Совета Министерства внутренних дел в 1852 г. был предложен для рассмотрения в Департаменте герольдии новый герб Царицына. Автор проекта остался неизвестен. К недостаткам герба, повлиявшим на отклонение проекта в Сенате можно отнести: наличие в гербе уездного города золотой башенной (городской) короны с пятью зубцами, т. е. символа, дающего статус губернского города с населением более 50 тысяч человек; расположение башенной (городской) короны выше императорской.
Вскоре работа над проектом герба Царицына продолжилась. Неизвестный автор доработал предыдущий проект, который был указом императора Николая I утвержден 29 октября 1854 г. Указом Сената окончательно утвержден 16 декабря 1854 г. Надо отметить, что в новом варианте герба две перекрещенные серебряные рыбы в нижней части герба названы не осетрами, как это было в ранних проектах, а стерлядью, которая водилась в р. Волге на ямах от Пичуги до Акатовки, от Банного оврага до речки Царицы. Новые попытки создать герб Царицына возобновились продолжались и во второй половине XIX в. Несмотря на то, что Царицын оставался уездным городом, в его гербе присутствуют атрибуты, соответствующие статусу губернского города – Андреевская лента и императорская корона. По усмотрению министра внутренних дел, императорскую корону можно было «употреблять только тем уездным городам, кои отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в административном, торговом и историческом отношениях». В конце XIX – начале ХХ в. Царицын получил право на повышение статуса, он считался самым крупным из транспортных, торговых и промышленных центров Нижнего Поволжья. В этот период появился новый проект герба, предложенный предположительно Борисом Васильевичем Кёне, управляющим Гербового отделения Департамента герольдии Сената. Модифицированный Кёне герб использовался в Саратовской губернии и в делопроизводстве Царицынского уезда в конце XIX в. и до 1918 г. Свою работу над российскими гербами Б. В. Кёне начал в конце 1850-х гг. Он разработал целую систему использования различных видов корон, венчающих городской гербовый щит: императорская корона применялась в гербах губерний и столиц, царская шапка, в виде мономаховой – в гербах древних русских городов, серебряная башенная корона с тремя зубцами – в гербах уездных городов. Что же касается украшения вокруг гербовых щитов, то Б. В. Кёне предложил учитывать занятие их жителей. Дубовые листья с Андреевской лентой – для губерний, Александровская лента с двумя золотыми молотками – для промышленных городов, Александровская лента с двумя золотыми колосьями – для городов, отличающихся земледелием и хлебной торговлей, Александровская лента с двумя золотыми якорями – для приморских городов. Несмотря на то, что никакого официального запрещения герба после революции 1917 г. не было, городской герб Царицына почти не использовался. Однако имели место отдельные факты употребления символики Царицына в первые годы Советской власти. Например, в январе 1918 г. в Царицыне появились денежные купюры, окрещенные народом впоследствии «мининками». Купюры были отпечатаны в типографии на улице Спасской (ныне Володарского), той же самой улице, на которой располагалось Царицынское отделение Государственного банка. Номиналы в 1, 3, 5, 25 и 100 рублей были выпущены на простой, белой, без водяных знаков бумаге и указания года выпуска. Назывались они «Временный кредитный билет Царицынского городского самоуправления», справа имели надпись «Имеет хождение наравне с государственными кредитными билетами». Обратная сторона купюры в 25 рублей была украшена изображением герба Царицына с перекрещивающимися осетрами. Купюры были выпущены под обеспечение всем городским имуществом и разменивались Царицынским отделением Государственного банка без ограничения суммы. Кроме факсимильных подписей Городского Головы С. Минина, Управляющего Царицынским отделением Государственного банка Г. Заха и казначея, на каждом билете имелась собственноручная подпись одного из кассиров, выполненная фиолетовыми чернилами. Тексты выполнены по правилам старой орфографии. Несмотря на гарантии Царицынского отделения Государственного банка и авторитетные заявления в газете «Борьба», население Царицына к новым деньгам отнеслось недоверчиво. Вскоре старый герб потерял актуальность, т. к. Царицын получил в сентябре 1918 г. статус губернского города, и использование саратовской символики потеряло смысл. На смену старой символике пришла новая – гербы РСФСР, а затем и Советского Союза. Именно они стали использоваться в печатях города. Лишь в 1960-е гг. был снова поднят вопрос о создании герба города. Решить проблему символики города-героя Волгограда должен был открытый конкурс проектов. Конкурс выиграла группа художников из Художественного фонда, в которую входили: Евгений Борисович Обухов, Владимир Германович Ли, Алексей Георгиевич Бровко, Геннадий Александрович Ханов. Проект был утвержден решением сессии Волгоградского городского Совета народных депутатов от 4 марта 1968 г. Впервые в истории местной геральдики герб города был утвержден после открытого конкурса проектов, а не предоставлен государственными геральдическими службами. Утвержденный герб используется в официальных документах и символике города. На современном этапе, в Уставе города-героя Волгограда есть статья «Символы Волгограда», в которой указывается, что Волгоград имеет герб, флаг и другие символы, устанавливаемые Волгоградской городской Думой. Порядок использования символов Волгограда определяется городской Думой отдельным положением. Одновременно с бытует идея поменять изображение герба города-героя Волгограда советского образца на новый, соответствующий облику современного города, при этом учитывающий исторические и культурные традиции Волгограда. Поэтому в городе продолжаются открытые конкурсы проектов и проходят публичные слушания проектов нового герба города-героя Волгограда. Чаще других упоминается проект волгоградца В. Коваля. Графическое изображение будущего герба по эскиза художника можно найти на Интернет-сайтах и современной полиграфической продукции Волгограда. К созданию эскиза нового герба В. Э. Коваль приступил в 2001 г. В основе проекта герб Царицынского драгунского полка, в обрамление которого добавлено несколько новых символов, отражающих тему города-героя Волгограда. Так Волгоград после строительства Волго-Донского судоходного канала стал портом пяти морей, поэтому автор проекта использовал символ Андреевского креста (символ выхода России к пяти морям). На первом царицынском гербе перекрестие рыб (по разным версиям: стерлядей или осетров) символизировало впадение реки Царицы в Волгу – место, где возникла крепость Царицын, в настоящем проекте герба оно отражает одну из главных особенностей Волгограда как города, где соединяются две великие русские реки Волга и Дон. Впервые в символике городского герба используется символ щитодержателя. На гербе представлено два щитодержателя: стрелец в форме и снаряжении русского стрелецкого полка, существовавшего в XVII в. в районе Царицына, и пехотинец-бронебойщик в форме и снаряжении образца 1942 г. (периода Сталинградской битвы), символизирующие становление и оборону города, а также его подножия. Щитодержатели указывают на то, что Волгоград имеет статус города-героя. Автор соединил в символике герба историческое и героическое прошлое Волгограда. |
Глоссарий Андреевский крест – крест Андрея Первозванного, образуемый двумя перевязями. Диагональный крест голубого цвета на белом полотнище – официальный флаг российского военно-морского флота (Андреевский флаг). Башенные и городские короны – короны, которые образованы городскими стенами с зубцами или башнями. Таких зубцов теперь изображается четыре или, считая, что заднего не видно, – три зубца. В гербах городов изображают короны: губерний – золотую башенную, уездов – серебряную башенную, заштатных – червленую башенную, посадов – червленую башенную корону с двумя зубцами. Эти башенные короны стали обязательною принадлежностью гербов городов лишь в силу Высочайшего повеления 1857 г., а до этого гербовые щиты вовсе не увенчивались коронами (до 1850 г.), а затем в гербах уездных городов стали помещать башенные короны иного вида. Баранов Андрей – живописец XVIII в. В июле 1728 г. «для малеванiя на знаменахъ» – какъ старые, такъ и вновь сочиненные городскiе гербы… определенъ изъ бывшихъ «въ доме князя Меншикова живописцевъ», Андрей Барановъ, которому за первый экземпляръ герба велено давать по 15, а за последующiе снимки по 10 копеекъ». Работой руководил обер-директор над фортификациями всей России Б. К. Миних. В мае 1729 г. живописец представил рисунки знамен для 85 полков. Это были фактически копии гербов, составленных Ф. Санти. Блазонирование – толкование (разъяснение значения) геральдических знаков, правильное описание гербов, выраженное в определенной последовательности, с применением выработанной международной геральдикой терминологии. Сначала называют цвет, затем фигуры. При описании флага и гербового щита сначала говорят о форме, затем о членении (рассеченный, пересеченный, скошенный). При описании многоцветного флага с вертикальным расположением полос сначала называют цвет полосы у древка, а при горизонтальном – перечисляют сверху вниз. После этого указывают изображения, помещенные на флаге: сначала местоположение, затем то, что они собой представляют (герб, эмблема, символический знак). При описании территориального герба придерживаются следующего порядка: 1) щит; 2) венок (или заменяющее его обрамление щита); 3) навершие щита; 4) щитодержатели; 5) девиз; 6) особые украшения. Бровко Алексей Георгиевич (род. в 1939 г.) – волгоградский художник, доцент кафедры рисунка и живописи, художник декоративного искусства, член Союза художников СССР с 1967 г., член Союза художников России, один из авторов герба г. Волгограда (1968 г.). Творческая специализация: монументально-декоративное искусство (мозаика, резьба по дереву, роспись по дереву, сграффито, настенная роспись), проектирование и оформление интерьеров, иконопись. Геральдика (глашатай, лат. heraldus), гербоведение – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и социальные функции символов, эмблем, гербов и особенностей композиции их отдельных элементов, а также их значение как своеобразных научных источников. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных гербом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, произведений искусства, книг и рукописей, а также содействует определению объёма и ценности имущества, установлению путей наследования, выяснению экономических и культурных связей. Геральдика связана с генеалогией, нумизматикой, палеографией, сфрагистикой. Данные геральдики используются в различных отраслях исторической науки. Герб города – геральдический знак достоинства города. Самые ранние гербы обычно возникали из городских печатей. Часто города перенимали полностью или частично герб правителя страны. Кёне Бернгард (Борис) Васильевич (барон, von Koehne, 1817–1886) – археолог, нумизмат и геральдик, происходил из патрицианской фамилии вольного г. Бремена (Германия). В марте 1845 г. был принят в российское подданство. По его инициативе и при содействии герцога Лейхтенбергского в 1846 г. было основано Императорское русское археологическое общество, где он был секретарём. С 1857 г. был начальником Гербового отделения Департамента герольдии. В 1880 г. Кёне написал сочинение «Девизы русских гербов» (не сохранилась). Под редакцией Кёне издан «Гербовник Российской империи (XI–XIII)» и др. труды. Коваль Владислав Эдуардович (род. 28 ноября 1949 г., Владикавказ) – волгоградский художник-график, член Союза художников России с 1981 г. В последние годы художник много и плодотворно работает как живописец, большое внимание уделяя способу подачи живописного, а также юбилейных знаков, логотипов для учреждений и общественных организаций г. Волгограда. Им разработаны проекты гербов и флагов городов и районов Волгоградской области. В этой работе он активно взаимодействует с Геральдическим советом при Президенте РФ. Ведет активную творческую и выставочную деятельность. Ли Владимир Германович (1939–1981) – волгоградский художник, член Союза художников России с 1966 г. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство (мозаика, резьба, роспись по дереву, сграффито, настенная роспись), проектирование интерьеров и оборудования. Обухов Евгений Борисович (1938–2003) – волгоградский художник, член Союза художников России с 1967 г. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство (оформление интерьеров, мозаика, чеканка, металлический рельеф, витраж, перегородчатая эмаль), живопись. Решетников Михаил (конец XVIII в. – 1-я половина XIX в.) – саратовский губернский землемер. С 1781 до 1820-х гг. работал в г. Саратове и уездных городах России. С 1807 г. составил планы нескольких уездных городов. На основе работы Лосе (1803 г.) Решетников в 1809–1810 гг. составил план Саратова как альтернативный проекту В. Гесте. 14 мая 1812 г. вариант Решетникова после рассмотрения и отдельных устранений был Высочайше конфирмован. В 1818 г. им составлен план Саратовской губернии. Предположительно в тот же период появился план уездного города Царицына Саратовской губернии. Символика – выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов). Санти Франциск, де (Франц Матвеевич Санти) (1683–1758) – итальянский граф, родом из Пьемонта. В 1722 г. был приглашен Петром I в Россию «для отправления геральдического художества» и 12 апреля того же года назначен товарищем (помощником или заместителем) герольдмейстера на должность составителя гербов. Санти, во главе небольшой группы людей (переводчик И. В. Ардабьев, живописный мастер И. В. Чернавский и подмастерье П. А. Гусятников), начал свою работу с составления государственного герба. В 1724 г. последовал императорский указ о введении печатей для губерний, провинций и городов. С этого указа началась работа по созданию гербов для губернских и уездных городов. Результатом работы стали 137 провинциальных и городовых гербов, составленных в период с 1722 по 1727 гг. В феврале 1725 г. Санти получил должность обер-церемониймейстера. По подозрению в причастности к антиправительственному заговору в 1727 г. он был арестован. Без суда и следствия был отправлен в Сибирь, в Якутский острог, а позднее – в Верхоленской острог и Усть-Вилюйское зимовье. Из ссылки его вернула императрица Елизавета Петровна. 28 августа 1742 г. она возвратила ему придворный чин обер-церемониймейстера и пожаловала титул действительного тайного советника. Структура герба включает: полный и неполный герб; типы геральдических щитов, их размеры и пропорции щита; гербовое поле и его топографию: определение сторон в геральдике и иерархия элементов пространства гербового поля; деления и сечения гербового поля. Царицынский драгунский полк – один из 33 драгунских полков русской армии, сформированных к 1730 г. Слово «драгун» (дракон, лат. draco) появилось в русском языке в XVII в., и обозначало кавалериста, умеющего действовать как в конном, так и в пешем строю. В России первые драгунские полки появились в начале XVII в. Каждый полк изначально имел свой герб. К первой половине XVIII в. драгунские полки представляли собой русскую регулярную конницу, благодаря преобразованиям Петра I. В 1710–1720 гг. российской регулярной армией велось строительство Царицынской укрепленной линии. Для несения сторожевой службы на линию было выделено четыре драгунских полка под командованием генерал-майора Кропотова. В 1735 г. в составе гарнизона Царицынской сторожевой линии драгунские полки уже не числились. Ханов Геннадий Александрович (род. в 1937 г.) – волгоградский художник, доцент Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, член Союза художников России с 1973 г. Творческая специализация: монументально-декоративное искусство, проектирование и оформление интерьеров, живопись. Указом Президента РФ от 30 января 2003 г. № 89 награжден званием «Заслуженный художник Российской Федерации». |
Источники Авчухов А. Денежные знаки Царицына 1918–1919 гг. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирование. – 2005. – № 11. – С. 138–142. |
Автор: Зоткина Вера Юрьевна, главный библиограф ИБО ЦБ