На сайте ведутся технические работы

Быстрицкая Эллина Абрамовна (театральная деятельность)

Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Детство и юность провела на Украине.

Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работали ее родители. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может — это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: как военный, он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия — преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.

Осенью 1944 года она возвращается в Нежин и поступает в медицинский техникум. В 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успеху зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии.

Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле «Маруся Богуславка», где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой.

Потом был Киевский театральный институт им. И. К. Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И. И. Чабаненко и Л. А. Олейником. После успешного его окончания в 1953 году — три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга («Годы странствий») А. Арбузова, Варя Белая («Порт-Артур» И. Попова и А. Степанова), Клавдия («Повесть о настоящем человеке» по Б. Полевому) и другие.

Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу — врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». Фильм «Неоконченная повесть» (1955г.) вышел на экраны вскоре после войны.

Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма в Париж. О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского «Тихого Дона», Быстрицкая узнает в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и наивно, дерзко и бесстрашно сказала: «Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть». Пробы шли полгода. Наконец сам Шолохов признал Аксинью Быстрицкой. После утверждения на роль Аксиньи началась, по словам Элины Авраамовны, самая главная ее дорога в искусстве. Роль в «Тихом Доне» (1957-1958гг.) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта — она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, 1959 г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А. А. Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять — уже на новом этапе — держать экзамен на артистическую зрелость.

Работы Быстрицкой в театре всегда отличала пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяла быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладала особым даром — даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини — яркие, незаурядные личности.

Многие создания Быстрицкой получили общественное признание. Но особенно дорог был актрисе отзыв о ее работе в спектакле «Маскарад» (постановщик Л. В. Варпаховский) композитора Игоря Стравинского, приезжавшего в 1962 году в Москву и оценившего ее баронессу Штраль, как музыкально звучащую в спектакле. Лермонтов и по сей день остается одним из любимых поэтов актрисы.

В Малом театре существуют традиции в исполнении ролей в пьесах Островского. Э. А. Быстрицкая сумела не только сохранить их, но и внести свой стиль в исполнительскую манеру в пьесах «Волки и овцы» и «Бешеные деньги». «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займет самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег» за последнее десятилетие, — писал известный критик Б. В. Алперс. — В нем есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».

Постоянный труд — вот было ее кредо. Для актера, считала Элина Авраамовна, нет отдыха, он заряжен особой энергией и эту энергию необходимо отдавать. А когда остается свободное время, она предпочитала активный отдых: игру в шахматы, бильярд, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире.

Скончалась 26 апреля 2019 года.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login