«Художественный документ эпохи коллективизации»
В 2017 году исполняется 85 лет с момента выхода в свет первой книги романа Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина». Этому юбилею было посвящено мероприятие в форме «родословная книги» , которое состоялось 17 мая в читальном зале библиотеки-филиала № 17 им. М.А. Шолохова для членов литературного кружка ИПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Началась встреча с клипа «Михаил Шолохов. Страницы биографии». После этого библиограф Марина Николаевна Урусова рассказала о сложных отношениях Михаила Александровича Шолохова со Сталиным, начало которым было положено в момент написания «Поднятой целины».Чтобы стало понятно, насколько рисковал Шолохов, отправляя письма Сталину, пришлось привести похожий пример и вкратце рассказать о судьбе командарма 2-й конной армии – Филиппа Миронова, о периоде расказачивания и гражданской войны, предшествовавших периоду коллективизации. Уважение вызвало сообщение о том, что в ответ на письмо Шолохова на Дон пришли несколько эшелонов с хлебом, и таким образом были спасены от голодной смерти несколько станиц.
Выяснилось, что никто из участников литературного кружка не читал «Поднятую целину». Ведущая оказалась «во всеоружии» и показала ребятам презентацию «Персонажи «Поднятой целины», попутно давая характеристику каждому из них (для иллюстрации использовались кадры из фильма режиссера Александра Иванова). Прозвучала информация о коммунистах Семёне Давыдове, Макаре Нагульнове, Андрее Размётнове, Кондрате Майданникове и Ипполите Шалом, о скрытых и явных врагах – Якове Лукиче Островном, есауле Половцеве и хорунжем Лятьевском, о роли в романе такого персонажа, как дед Щукарь, и женских персонажах – Лушке и Варюхе-горюхе.
Чтобы погрузить ребят в обстановку тридцатых годов и заставить прочувствовать психологию людей, которых втягивают в коллективизацию, было предложено посмотреть отрывок из фильма «Поднятая целина» — первое собрание в хуторе по поводу вступления в колхоз.
М. Н. Урусова рассказала о том, как Шолохов работал над этим романом, объяснив, что параллельно с первой книгой «Поднятой целины» Шолохов заканчивал третью книгу «Тихого Дона», и работал очень плодотворно и много. Материал для книги о коллективизации Шолохову давала сама жизнь – в этот период он много ездил по хуторам и станицам, слушал людей, помогал им решать сложные вопросы, если их притесняли. В результате он написал не просто художественную книгу, а книгу-хронику, в которой нашли отражения сотни реальных случаев. Исследователи, разбирая архивы, постоянно находят подтверждение описанному в романе – и хлеб друг у друга колхозы крали, и английский язык коммунисты учили, потому что «впереди мировая революция», и у каждого персонажа обнаруживается прототип. Говоря о прототипах героев «Поднятой целины», М. Н. Урусова предупредила, что стопроцентного совпадения с реальным человеком литературные герои не имеют, но основные черты характера или эпизоды биографии позволяют утверждать, что прототипом того или иного героя был тот или иной реальный человек. Она озвучила несколько имён прототипов, сказав о них несколько слов.
Приближаясь к завершению рассказа о книге, М. Н. Урусова предложила посмотреть второй отрывок из фильма «Поднятая целина» о партийном собрании и приёме в партию Кондрата Майданникова и Ипполита Шалого. Ребятам нужно было сравнить настроение людей в зале с тем, которое было в первом отрывке. Естественно, разница в поведении людей была заметна сразу – во втором отрывке лица были более открытыми, зал шутил и смеялся. Марина Николаевна подчеркнула, что между этими двумя эпизодами из жизни жителей Гремячего Лога – всего четыре с небольшим месяца, но событий, которые произошли за это время хватило бы на год или два – это и «бабий бунт», и пахота, где Давыдов выдав норму, к вечеру упал возле быков, и строительство школы… Отметила она и изменившееся отношение к Якову Лукичу Островнову. Если в первом отрывке именно он привлёк людей в колхоз, то во втором его авторитет весьма низок, он проигрывает Давыдову (критики отмечают, что, не Половцеву, а именно Островнову отводится роль главного «оппонента» Давыдова).
Завершилась встреча рассказом о литературных исследованиях, посвящённых «Поднятой целине», благодаря которым стало известно, что каждому персонажу (за исключением пришлого, городского Давыдова) соответствует животное или птица через которое/ую раскрывается образ героя, что в романе Шолохова много звуков («отпели донские соловьи» для Давыдова и Нагульнова, но плачущий дед Щукарь слышит жалобное курлыканье журавлей и т. д.), что в скупых репликах героев раскрывается история казачества с давних времён до самых 30-х годов ХХ века… Марина Николаевна предложила ребятам почитать роман Шолохова «Поднятая целина» и поискать – не спрятаны ли в нём ещё какие-то тайны, загадки. Она отметила, что эта книга достойна того, чтобы с ней знакомились всё новые, и новые поколения читателей.
Ребята благодарили за мероприятие, отмечали, что узнали много интересного и полезного. Руководитель литературного кружка Светлана Алексеевна Антонова признала важность поддержания связей с библиотекой, потому что встречи с её сотрудниками позволяют расширить кругозор студентов, повысить их знания о литературе.