Научи свое сердце добру
не уставайте делать добро!»
А. П. Чехов
С 14 по 21 октября 2017 года в России состоялся XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. На дискуссионных площадках фестиваля были затронуты самые важные вопросы современного мира: экология, доступные энергии, доступное образование, наука, информационный бум, бедность, в том числе и проблема инвалидов. Уже во время торжественной церемонии открытия XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи выступили учредители благотворительно фонда поддержки детей с особенностями развития «Я есть!» Егор Бероев и Ксения Алферова. Они рассказали всему миру о том, что удивительным людям с разными особенностями есть место в нашем обществе. А 18 октября на фестивале состоялось выступление Ника Вуйчича. История писателя и мецената Ника Вуйчича, рожденного без четырех конечностей, известна по всему миру. Он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером.
Урок понимания инвалидности «Научи свое сердце добру» не планировался специально к фестивальным дням. Так получилось, что наш урок стал своеобразной поддержкой одной из тем фестиваля. Такие уроки проводятся в нашей библиотеке не впервые, у нас есть специальные люди, которые помогают нам в этом. Люди с инвалидностью, как никто другой, могут поделиться с детьми своим опытом, рассказать им о своей жизни, своих успехах и трудностях. Вернее большую и значимую часть урока проводят именно они. В этот раз урок для школьников из МОУ СШ № 17 провела Анастасия Рыбушкина. Наша библиотека знакома с Анастасией уже не один год, а многие волгоградцы узнали об Анастасии Рыбушкиной после публикаций в местных периодических изданиях летом этого года. В ряде статей рассказывалось о том, что Казачий театр готовит к постановке спектакль о жизни незрячих людей. Постановка называется «В пылающей тьме» и поставлена по пьесе Антонио Буэро Вальехо. Наряду с профессиональными актерами в проекте заняты любители – люди с инвалидностью. Одну из центральных ролей исполнит Анастасия Рыбушкина.
Несмотря на то, что Анастасия лишена зрения, она получила образование психолога и сейчас возглавляет Волгоградскую молодежную организацию незрячих инвалидов «Пламя». Кроме того Анастасия является руководителем особого театра, где люди с инвалидности и без таковой выступают вместе на одной сцене. Она также работает психологом в региональном отделении всероссийской организации общества слепых. У Анастасии накоплен большой опыт проведения уроков понимания инвалидности для школьников.
Занятие по пониманию инвалидности стало для школьников настоящим открытием. На уроке они открыли для себя много неизвестных прежде понятий – «безбарьерная среда», «инклюзивное образование», «стереотипное мышление» и т.д. Во время проведения урока Анастасия использует интерактивные методы обучения — ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотр фильмов. Активное включение в тему дало ребятам возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, на себе, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями. Помог и наглядный материал. Ребята увидели блокнот, с текстом роли Анастасии, написанный с помощью азбуки Брайля, складную трость, с помощью которой она передвигается по улице, специальное приспособления для написания текста, шашки для слепых. Но главным открытием для ребят стало то, что люди с инвалидностью – прежде всего люди, с которыми можно дружить, общаться. И не инвалидность или какие-то их физические особенности являются здесь определяющими, а то, какие они люди.
Ребята выразили желание посетить премьеру спектакля с участием Анастасии Рыбушкиной, а две девочки откликнулись на приглашения Насти стать волонтерами. Словом, к концу урока ребят, безразлично относящихся к проблеме, не понимающих нужды людей с инвалидностью, в классе не осталось.
М. А. Амелина