На сайте ведутся технические работы

Казачество. XX век. Как это было

05.02.2014

Столетье промчалось, а память живёт,

В сердцах отпечатаны строки декрета.

И выживший в муках казачий народ

Навряд ли когда позабудет про это.

Е. Меркулов

      24 января 1919 года в историю России вошло, как дата начала политики расказачивания, которая унесла почти два миллиона человеческих жизней. В память об этих событиях в библиотеке им. М. А. Шолохова состоялся вечер «Трагедия казачества».

Вечер памяти начался с чтения стихотворения Евгения Меркулова:

Россия. Январь. Девятнадцатый год.

Визжит циркуляра кровавая строчка:

Казачий народ поголовно в расход!

Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!

 

Такого не знала страна до сих пор,

Поставлен народ за чертою закона.

Расправил крыла большевистский террор,

В итоге погибших под два миллиона.

Сдавайся! Смирись! Ворохнуться не смей!

Иначе в леваду под дробь пулемёта.

Репрессии, ссылки, расстрелы семей.

И старых, и малых под корень без счёта.

 

Столетье промчалось, а память живёт,

В сердцах отпечатаны строки декрета.

И выживший в муках казачий народ

Навряд ли когда позабудет про это.

       Притихший зал, прослушав краткую справку о 24 января 1919 года, встал, чтобы почтить память двух миллионов жертв массовых расстрелов. А затем зрители просмотрели клип «Красный террор. Расказачивание». На экране мелькали кадры кинохроники времён революции и Гражданской войны, в которые были вкраплены рассказы наших современников – по воспоминанием их предков. Далее Марина Николаевна Урусова /библиограф филиала/ рассказала о политике расказачивания и её последствиях для рядовых казаков. Говоря о казачьей трагедии, М. Н. Урусова не забыла рассказать о судьбе своего родственника – родном брате деда, который попал в жернова красного террора вместе с семьёй. Репрессии были такими жестокими, что выжившие, уезжали из обжитых мест, и никому не говорили о том, что они казаки. Так поступил и дед М. Н. Урусовой, а в результате на память о его брате, погибшем в годы расказачивания, осталась только фотография – даже имени не сохранилось. Известно, что с Первой мировой он вернулся без ноги, что было у него много детей и крепкое хозяйство, за что казак и поплатился… А ведь в годы Великой Отечественной войны мужество казаков было беспримерным. Говоря о периоде восстановления казачества в последние годы, нельзя было не вспомнить о его культуре, которую бережно сохраняют потомки казаков.

Как внешне отличить казака от русского или немца? — спросила Светлана Ивановна Васильева/библиотекарь читального зала/, начиная своё выступление. Школьники с интересом слушали про историю костюма казаков, глядя на рисунки из старых книг, которые демонстрировались на экран телевизора, и на саму С. И. Васильеву, которая вела рассказ в костюме, взятом из Комнаты казачьего быта библиотеки. Было что послушать!

От культуры материальной разговор перешёл к духовности казачества. Сначала М. Н. Урусова рассказала об отношении казаков с церковью – о том, что первое упоминание о казаках связано с иконой Донской Божьей Матери, которую они, по преданию, подарили Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Рассказывая об иконе, упомянула она и о печальной традиции казачек в случае гибели мужа или неженатого сына дарить иконе Донской Божьей Матери самую крупную жемчужину из своих украшений, о том, что в старых казачьих храмах на таких иконах из-за жемчуга лик Богородицы почти не проглядывает…

Разговор о связи казаков с церковью продолжила Инна Олеговна Дрыжак /заведующая библиотекой/, рассказывая об иконе-покровительнице донского казачества – Августовской Божьей Матери. Икону эту начали писать в Российской империи с марта 1916 года, когда Святой Синод, рассмотрев свидетельства русских воинов, видевших явление Богородицы под польским городом Августов в сентябре 1914 года, признал их достоверными. Среди свидетелей чуда были и донские казаки, и почти на всех иконах «Августовская Победа» изображены именно они. Особое место в рассказе заняла история создания иконы по заказу казачек хутора Клецко-Почтовского (Клетский район Волгоградской области) и малоизвестный факт – работая над скульптурой «Родина Мать зовёт!» Евгений Вучетич вдохновлялся иконами «Августовская Победа» и «Нерушимая Стена». Рассказ о необычной казачьей иконе закончился видеопрезентацией «Августовская Победа». На экране один вариант иконы сменял другой под слова романса, написанного на стихи Николая Туроверова: «И воды прощальные Дона несли по течению нас. Над нами на стяге иконы. Иконы — иконостас».

Под конец встречи М. Н. Урусова рассказала о языке казаков – гутаре — и предложила старшему и младшему поколению присутствующих, подборку слов из лексикона гутара для толкования. Зрители пытались расшифровать незнакомые слова и с удивлением узнавали их настоящий смысл. На самом деле, интересно знать, что «голощёком» называют морозную, но бесснежную зиму, а лягушки у казаков не квакали, а гуркотали.

Завершилась встреча показом клипа «Слава Богу, что мы есть, казаки!»

Зрители долго не хотели расходиться — подходили к участникам вечера – проявляя интерес к дореволюционной фотографии из семейного архива М. Н. Урусовой, благодарили за интересную информацию, выражали желание присутствовать на подобных мероприятиях в будущем. Как признавались некоторые ветераны педагогических коллективов, многого из услышанного на вечере, они раньше не знали.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login