Амплуа сильных женщин
21 сентября, в библиотеке №8, собрались участницы женского клуба «Совершенство». Встреча «Амплуа сильных женщин», была приурочена к году Российского кино и посвящена двум удивительным актрисам отечественного театра и кинематографии: Алле Демидовой и Фаине Раневской.
Читательницы просмотрели фрагменты экранизаций с участием звёзд российского искусства и познакомились с подробностями их личной жизни и карьеры
Дама-интеллектуалка, будто заглянувшая к нам из Серебряного века, «холодная» и загадочная российская актриса – Алла Сергеевна Демидова. В этом году, 29 сентября, ей исполнится 80 лет. В столь солидном возрасте, она сохраняет репутацию символа интеллигентности, являясь для многих иконой стиля.
Алла Сергеевна была звездой театра на Таганке, снилась в более чем пятидесяти фильмах, написала восемь книг и создала свой собственный «Театр А». Ей близка античность и поэзия Серебряного века, она верит в реинкарнацию и считает себя фаталисткой.
«Недоступна. Загадочна. Замкнута. «Застёгнута» на все пуговицы….» Рассмотреть ее – настоящую – пытаются уже несколько десятилетий, понимая, что эта актриса из школы Больших профессионалов. Но сама Алла Демидова с осторожностью относится к слову «Большой», тем более по отношению к себе. Для неё не важны звания, награды, а так же цифры – года:
«Вы спросите: какой сегодня год – не скажу. Я не отмечаю вехи по годам. Иногда то, что происходило 50 лет назад — происходило вчера, а то, что происходило вчера — вообще происходило в XVIII веке».
Имя Фаины Георгиевны Раневской на устах и ныне, хотя в живых её нет уже более 30 лет. Современными журналистами Раневская именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». 27 августа этого года поклонники таланта Фаины Георгиевны отметили 120-летие её рождения.
В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш», экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» и злой мачехой в классической сказке «Золушка». Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».
Её обожали, боготворили, фильмы с ее участием пересматривали помногу раз, хотя большинство её ролей и были не главные. Будучи в основном актрисой второго плана, она затмевала многих исполнителей главных ролей.
Она не просто играла. Она творила роли, она жила в кадре, с удивительной точностью донося до зрителя всю суть образа своих героев. Фаина Раневская была актрисой от Бога и в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Кто-то из крупных режиссёров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может всё!».
Многие связывают в своём сознании Раневскую чаще всего с множеством её собственных афоризмов, многие из которых превратились в крылатые выражения. Они поражают своим остроумием и, самое удивительное, своей современностью, хотя написаны они были совершенно в другую эпоху, в стране, которой уже нет на карте мира.
Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова: «Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник».
Она подарила афоризмы многим поколениям не только своих почитателей. Цитаты Раневской и реплики её героинь частенько можно встретить в самых неожиданных трактовках, в то же время, они всегда уместны. И когда они звучат, словно видится лукавый прищур её глаз, нервная тонкая кисть и насмешливые губы…