На сайте ведутся технические работы

Там, на неведомых тропинках

02.11.2017

1920x1440_1032152_www.ArtFile.ru_-1024x754  31 октября праздновался Хеллоуин. Ну, а как же, наши русские, родные и любимые, с детства знакомые Баба Яга, Леший, Водяной, Кикимора болотная, Домовой и другая сказочная нечисть? Но нет! Не забыли мы о них. Недаром в календаре появился необычный праздник – День Лешего.

1 ноября, в последний учебный день перед каникулами ученики 2 класса МОУ СОШ №118 на библиотечных посиделках «Там, на неведомых тропинках» отпраздновали необычный праздник – День Лешего. «Не увидишь Лешего в лесу», — посетовали дети. Но, тем не менее, школьники увидели «живого» Лешего в кадрах кинофильма «Олень Золотые рога».  И не только увидели, но и узнали о нем много интересного.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAЗа оградой дома древнего славянина начинался лес. И племена, здесь живущие, называли древлянами. Воспетого поэтами «русского пейзажа» с полями и березовыми перелесками просто не существовало. Он образовался намного позже, на месте сведенной под корень дремучей тайги. И этот лес определял всю жизнь людей. Древние славянские племена из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц, и каждый предмет мастерили из той породы дерева, которая для этого лучше всего подходила. Лес давал дичь, ягоды и грибы – в таком количестве и разнообразии, что нам и не снилось. В лесу выделялись особые, «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты и толщины. Предания могли говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живущий когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды – превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно не пропускало к нему врагов – проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или сбиться с дороги.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Охотник, вернувшийся с промысла, входил в дом и садился за общий стол только после очистительных обрядов. Эти обряды должны были подтвердить, что он на самом деле человек, а не злой дух, похитивший человеческое обличье. А собираясь в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим. Он мог оборачиваться любым животным, но чаще всего предпочитает образ медведя, волка, зайца, оленя, реже собаки или кота. Из птиц леший предпочитал образ филина и  ворона. Он также мог превращаться в дерево, пенек, корягу, в растения, в грибы, иногда даже в различные явления леса — ветер, шум и так далее.

И, конечно же, Лешему нечего не стоит обернуться человеком, например, быть в образе старика, заблудившегося в лесу человека, и даже в виде какого-нибудь вашего родственника. Существует множество историй о том, как леший, приняв облик знакомого, заводит путника  далеко от родных мест, в глухомань или в омут, на обрыв.

Как же отделаться от Лешего, если тот все-таки встретился на пути и принялся морочить? До наших дней дошло поверье: нужно вывернуть на изнанку одежду, переменить обувь – левый сапожок на правую ногу, правый – на левую. Хорошо сгрызть зубок чеснока, а если его нет при себе – хотя бы произнести слово «чеснок». В качестве оберегов от леших обычно использовали очищенный от коры кусок липы и чертополох. Согласно поверьям, Леший боится соли, и как всякая нечисть, молитв, заговоров, креста и святой воды.   Считалось также, что леший отстанет, если рассмешить его, напугать, удивить или сказать ему: «Шел, нашел, потерял», «Приходи вчера».

Старинные предания про Лешего, как правило,  страшноваты. Оно и понятно: могучая лесная стихия, кормившая древнего человека, в то же время держала его в постоянном напряжении – как бы ни пропасть в дремучей тайга, не угодить в зубы к хищнику, не стать жертвой злых духов.

В наши дни все изменилось: теперь того и гляди, что человек кого-нибудь «съест». Для нас сейчас более актуально не покорять природу, а жить с нею в ладу. Вот тут и оказывается, что Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему лишь одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы. Не губил никого без нужды, не ломал зеленых ветвей, не обижал муравьев, птиц и зверей, не оставлял горящих костров.

И, раз уж мы стали говорить о Лешем, то давайте вспомним и о другой сказочной нечисти. Живя в краю, изобильном реками и озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками, древние славяне, естественно, выработали  целый комплекс почитания воды. Вода – как и другие природные сути – была доброй, дружественной стихией. Но, подобно всем стихиям, заставляла обращаться с ней очень осторожно, уважительно. Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Вот почему, Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он вполне похож на человека и от обычного молодца отличался лишь тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода.

А вот еще один персонаж русских сказок – Кикимора. Ее изображали в облике карлика или маленькой женщины с головой с наперсток и тонким, как соломка, телом. Кикимора живет в доме за печкой и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с хозяйкиным веретеном и прялкой, например, рвет пряжу, путает.

Что за старушка

В рваных одежках

Живет в избушке

На курьих ножках?

Топит печь она всегда,

Но не ест и пирога,

Кто же это тогда? — Это… Баба-Яга

OLYMPUS DIGITAL CAMERAБаба-яга – одна из самых знаменитых в России старушек. Прообразом знаменитой ступы Бабы-яги, в которой она летала по свету, и той самой избушки на курьих ножках являются домовины, своеобразные домики, в которых в древности хоронили покойников. Они, как правило, располагались над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями и были похожи на куриные ноги. Домовины располагались таким образом, что отверстия были обращены в противоположную от поселения сторону, к лесу. Отсюда появились и слова «Повернись к лесу задом, ко мне – передом». Баба-яга и хозяйка леса, которую надо задобрить, и злобное существо, сажающее детей на лопату, чтобы зажарить. Для современных детей Баба-яга – это не злодейка, а скорее старушка-веселушка.

Ребята, пришедшие в этот день в библиотеку, и русские сказки полистали, и Кикимор в руках покрутили. А какие же посиделки без загадок? Школьники разгадали множество загадок от Лешего и Водяного. Что ж, праздник есть праздник! Песня Водяного из мультфильма «Летучий корабль» как по волшебству заставила детей приплясывать на своих местах. А уж под песню веселых бабок-ёжек мальчишки и девчонки просто пустились в пляс!

                                                                                                      Виолетта Жук

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login