Сто героических лет

В сентябре 2010 года отмечалось столетие со дня основания Качинского высшего военного авиационного училища  летчиков –  колыбели авиации в России. Это первое авиационное учебное заведение в России было создано 21 ноября 1910 года как Севастопольская офицерская школа авиации. В июне 1909 года Великий князь Александр Михайлович Романов, просматривая утром газеты, обратил внимание на информацию о том, что французский летчик Л. Блерио на своем моноплане перелетел пролив Ла Манш за 37 минут. Возник вопрос: а как же с авиацией в России? Почему мы отстаем? Тогда и было принято решение о создании воздушного флота России и его первого учебного заведения по подготовке летчиков.

Первый выпуск был произведен императором России Николаем II в Крыму 26 октября 1911 года. В 1912 году авиашколу перевели на лучшую летнюю площадку, расположенную в 20 километрах севернее Севастополя рядом с рекой Кача. Выпускников же первой летной школы стали называть «качинцами». Только в 1938 году, имея уже определенные заслуги перед отечеством, школа официально получила наименование «Качинская».
В декабре 1922 года Кача была объединена с Гатчинской авиационной школой и стала называться Школой авиации России №1.
В период Великой отечественной войны училище было перебазировано на Волгу. За время войны Качинское училище подготовило около 3 тысяч летчиков, в основном для истребительной и штурмовой авиации.
В 1954 г. училище было переведено в Сталинград и включено в состав Северо-Кавказского военного округа. С 1 сентября 1998 г. училище расформировано и перебазировано из г. Волгограда в г. Армавир. Всего с ноября 1910 по октябрь 1988 гг. училище подготовило 16571 лётчика. Среди них 343 стали Героями Советского Союза, 14 удостоены этого звания дважды, А.И. Покрышкин – трижды; 19 удостоены звания Героя Российской Федерации, 119 – званий «Заслуженный военный лётчик» и «Заслуженный лётчик испытатель».
К 100-летию первого в России Качинского училища во всех библиотеках ВМУК «ЦСГБ» были оформлены книжно-иллюстративные выставки-просмотры, прошли уроки краеведения, в ходе которых ребята узнали об истории возникновения и развития русской авиации, о знаменитых летчиках, об атрибутике отечественной авиации.
Программа по празднованию Дня города началась в библиотеке №4 с урока краеведения «Крылья Качи». Учащиеся МОУ СОШ № 17 узнали об истории Качинского училища и о его знаменитых выпускниках. Особый интерес среди подобранной литературы об авиации и летчиках вызвала книга Пунтус В.Г. «Крылья Качи».

С учащимися МОУ СОШ № 61, № 88 в библиотеке №26 проведен патриотический урок «Здесь рождалась авиация России…» с просмотром экспонатов самолётов. Ребята с большим интересом слушали рассказ очевидца незабываемых эпизодов летной службы и преподавательской деятельности Качинского высшего авиационного училища лётчиков В.А Семёнова.

Библиотека № 17 провела урок знаний «Нам лучше площадки для взлета не надо, чем это святая земля Сталинграда», на котором присутствовал выпускник Качинского училища летчиков 80-х годов ХХ века. В.А. Евдокимов. Он рассказал ребятам о профессии летчика, поделился воспоминаниями о годах учебы в училище. На книжной выставке была представлена фотография первых выпускников Качинского училища летчиков, которых принимал еще Николай II в Крыму в 1911 году.
На уроке «Сто героических лет» для учащихся МОУ СОШ № 120 рассказ библиотекаря сопровождался показом слайд-фильма «Воздушный щит Родины», в котором демонстрировались фотографии первого летчика Ефимова М.Н., штурмовика П. Нестерова, совершившего первый в истории авиации воздушный таран. Во время урока не осталась без внимания книжная выставка «Авиация и люди». При проведении обзора «Звездный час авиации», учащимся были представлены книги и журналы как по авиации в целом, так и посвященные отдельным российским летчикам и их подвигам.

2 сентября в преддверии празднования Дня города в библиотеке №20 состоялась встреча школьников с выпускником Качи – подполковником ВВС В.А. Федоровым. Он рассказал ребятам об основных этапах развития отечественной авиации, о том, как зарождалась Кача. В ходе мультимедийной презентации школьникам демонстрировались редкие фотографии из музея училища, видеосюжет о достижениях современной авиации, юбилейная награда «За верность воинскому долгу». Ребята познакомились с новой книгой недавно ушедшего из жизни сотрудника музея Качинского летного училища Юрия Александровича Манцурова «Кача: история и судьба». Книга написана в жанре исторических очерков, в которых рассказывается об участии питомцев училища в защите неба Отечества, об их подвигах в Великой Отечественной войне, в Сталинградской битве, самом малоизученном в истории битвы аэродроме в районе нынешних «7-ми ветров»  о послевоенной истории Качи. Автор использовал богатый архив музея училища, а также материалы архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда.

Выставка – инсталляция «Наследники Гагарина» подарила детям сюрприз – настоящий шлемофон, который можно было примерить. Завершилось мероприятие рассказом библиотекаря Е.В. Федоровой о памятниках лётчикам, расположенных на территории города Волгограда, о названиях улиц, связанных с историей авиации и Качинским училищем.
This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.
  • http://социальнаясетьмоймир носкова эльвира викторовна

    Здравствуйте! Меня зовут Носкова Эльвира Викторовна. Моя мама, Банит Татьяна Ивановна и я хотим помочь выпускнику Качи 1966 года в розыске его сокурсников.
    Банит Валентин Андреевич, 07.08.1943 года рождения разыскивает своих однокурсников КВВАОЛКУЛ (Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков) им. А. Ф. Мясникова, 4-й выпуск – 1966 год г. Волгоград: их там более 100 человек.Начальником училища в те года был В.И. Новиков.
    Мы все очень надеемся на Вашу помощь и содействие фонда поддержки авиаторов «Качинец»!
    Спасибо Вам за память о героях нашей РОДИНЫ!
    Адрес: 400086, Волгоград, ул. Алийская, дом 2, корпус Б, кв.7.
    т.: 8-906-451-94-46, 8-902-091-02-36.
    e-mail: e.nosckova2010@mail.ru

  • Василий

    Прекрасная книга и весьма серьёзный труд!…
    Естественно рассчитанный на читателя НЕ-знакомого с Документами РО-Гос-Военных Архивов по действительной, а не политизированно-Директивной Историей этой Колыбели ТОЛЬКО советской авиации.
    Поскольку «Кача» — это слэнговое название зоны полётов Зарайской лётной Школы №1:
    НЕ ИМЕЮЩЕЙ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к Императорской Офицерской Школе Военных Лётчиков: уничтоженной под хутором Александро-Михаловским в Бахчисарайском районе -16 11 1920.
    Потому что, только в… марте 1921-го — лишь ОДНО отделение зарайцев-авиаторов прибыло на этот аэродром бывшей ИОШВЛ — вместе со СВОИМИ самолётами и СВОИМИ же инструкторами-зарайцами!…
    И вобрало в СЕБЯ летавшую там Тренировочную Школу авиации Южного фронта РККА
    (январь — март 1921-го года…)

    в свою очередь — созданную из остатков Военной Школы Авиации РККА:
    (17 11 1920 — январь 1921-го…)
    лукаво НЕ-упоминаемую в этой книге.
    Костяк которой составляли четверо инструкторов бывшей ИОШВЛ, не пожелавших эвакуироваться вместе со своими коллегами-офицерами: оставшихся, чтобы ПРОДОЛЖИТЬ передавать РУССКИМ людям — волшебные ощущения Полёта… — НО!!!
    Уже через ДВЕ недели трое из них
    (п-к Макеев и штабс-капитаны Капустян с Зелениным…)
    были арестованы!… — вместе с группой бывших работников ИОШВЛ, наивно поверивших красным агитаторам о гарантии своей НЕ-прикосновенности, если они перейдут на сторону РККА.
    В результате вся «учёба» канула в Лету, а на аэродроме начала летать обычная Тренировочная Школа авиации Южного фронта РККА., которая через 2 месяца и была влита в Отделение зарайцев.
    Вся же Зарайская Школа прибыла из Зарайска — весной 1922-го на трёх жд-эшелонах: опять же со своими самолётами, инструкторами и т.д.
    И это именно ОНА (!!!), ВОБРАВ в СЕБЯ СВОЁ ЖЕ Отделение
    (и расширив хутор до размеров одноимённого села — за счёт семей тех, кто обеспечивал учебные полёты непосредственно авиа-Школы…)
    продолжила поставку красных военлётов в КРФ РККА.

    А когда это село получило в 1938-ом статус пгт
    (вполне возможно, что и вместе с новым названием — Кача…)
    эта, де-юре, Зарайская Лётная Школа №1 — тоже получила Почётное имя «Качинская».
    После чего, в 1941-м — убыла в г. Красный Кут…, затем в 1947-ом — в Мичуринск… и далее в 1954-ом – в Сталинград.

    Императорская же авиа-Школа — создавала под хутором Александро-Михайловским авиацию… ЦАРСКУЮ!
    И это именно среди ЕЁ выпускников были те 196 Георгиевских кавалеров-лётчиков
    (среди них 8 — полных…)
    о которых упоминается, как о выпускниках ВВАУЛ «Качинское» (???)
    категорически игнорируя Документы Рос-Гос-военных архивов и, приписывая ИХ заслуги — этому ВВАУЛ: то есть — греясь в лучах ЧУЖОЙ Славы!… — мошеннически присвоенной его руководителями — в 60-х годах прошлого столетия.

    (усмехнувшись…)
    Абсолютно НЕ-порядочно отказавшись от родства со СВОЕЙ альма-матер — первой Пролетарской Зарайской Лётной Школой №1.
    ЦАРСКО-Офицерское родство им тогда, как-то вот ближе показалось… чем какие-то там Пролетарии из какого-то Зарайска.