Казачество. XX век. Как это было
Столетье промчалось, а память живёт,
В сердцах отпечатаны строки декрета.
И выживший в муках казачий народ
Навряд ли когда позабудет про это.
Е. Меркулов
24 января 1919 года в историю России вошло, как дата начала политики расказачивания, которая унесла почти два миллиона человеческих жизней. В память об этих событиях в библиотеке им. М. А. Шолохова состоялся вечер «Трагедия казачества».
Вечер памяти начался с чтения стихотворения Евгения Меркулова:
Россия. Январь. Девятнадцатый год.
Визжит циркуляра кровавая строчка:
Казачий народ поголовно в расход!
Всеместно! Без жалости! К стенке и точка!
Такого не знала страна до сих пор,
Поставлен народ за чертою закона.
Расправил крыла большевистский террор,
В итоге погибших под два миллиона.
Сдавайся! Смирись! Ворохнуться не смей!
Иначе в леваду под дробь пулемёта.
Репрессии, ссылки, расстрелы семей.
И старых, и малых под корень без счёта.
Столетье промчалось, а память живёт,
В сердцах отпечатаны строки декрета.
И выживший в муках казачий народ
Навряд ли когда позабудет про это.
Притихший зал, прослушав краткую справку о 24 января 1919 года, встал, чтобы почтить память двух миллионов жертв массовых расстрелов. А затем зрители просмотрели клип «Красный террор. Расказачивание». На экране мелькали кадры кинохроники времён революции и Гражданской войны, в которые были вкраплены рассказы наших современников – по воспоминанием их предков. Далее Марина Николаевна Урусова /библиограф филиала/ рассказала о политике расказачивания и её последствиях для рядовых казаков. Говоря о казачьей трагедии, М. Н. Урусова не забыла рассказать о судьбе своего родственника – родном брате деда, который попал в жернова красного террора вместе с семьёй. Репрессии были такими жестокими, что выжившие, уезжали из обжитых мест, и никому не говорили о том, что они казаки. Так поступил и дед М. Н. Урусовой, а в результате на память о его брате, погибшем в годы расказачивания, осталась только фотография – даже имени не сохранилось. Известно, что с Первой мировой он вернулся без ноги, что было у него много детей и крепкое хозяйство, за что казак и поплатился… А ведь в годы Великой Отечественной войны мужество казаков было беспримерным. Говоря о периоде восстановления казачества в последние годы, нельзя было не вспомнить о его культуре, которую бережно сохраняют потомки казаков.
Как внешне отличить казака от русского или немца? — спросила Светлана Ивановна Васильева/библиотекарь читального зала/, начиная своё выступление. Школьники с интересом слушали про историю костюма казаков, глядя на рисунки из старых книг, которые демонстрировались на экран телевизора, и на саму С. И. Васильеву, которая вела рассказ в костюме, взятом из Комнаты казачьего быта библиотеки. Было что послушать!
От культуры материальной разговор перешёл к духовности казачества. Сначала М. Н. Урусова рассказала об отношении казаков с церковью – о том, что первое упоминание о казаках связано с иконой Донской Божьей Матери, которую они, по преданию, подарили Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Рассказывая об иконе, упомянула она и о печальной традиции казачек в случае гибели мужа или неженатого сына дарить иконе Донской Божьей Матери самую крупную жемчужину из своих украшений, о том, что в старых казачьих храмах на таких иконах из-за жемчуга лик Богородицы почти не проглядывает…
Разговор о связи казаков с церковью продолжила Инна Олеговна Дрыжак /заведующая библиотекой/, рассказывая об иконе-покровительнице донского казачества – Августовской Божьей Матери. Икону эту начали писать в Российской империи с марта 1916 года, когда Святой Синод, рассмотрев свидетельства русских воинов, видевших явление Богородицы под польским городом Августов в сентябре 1914 года, признал их достоверными. Среди свидетелей чуда были и донские казаки, и почти на всех иконах «Августовская Победа» изображены именно они. Особое место в рассказе заняла история создания иконы по заказу казачек хутора Клецко-Почтовского (Клетский район Волгоградской области) и малоизвестный факт – работая над скульптурой «Родина Мать зовёт!» Евгений Вучетич вдохновлялся иконами «Августовская Победа» и «Нерушимая Стена». Рассказ о необычной казачьей иконе закончился видеопрезентацией «Августовская Победа». На экране один вариант иконы сменял другой под слова романса, написанного на стихи Николая Туроверова: «И воды прощальные Дона несли по течению нас. Над нами на стяге иконы. Иконы — иконостас».
Под конец встречи М. Н. Урусова рассказала о языке казаков – гутаре — и предложила старшему и младшему поколению присутствующих, подборку слов из лексикона гутара для толкования. Зрители пытались расшифровать незнакомые слова и с удивлением узнавали их настоящий смысл. На самом деле, интересно знать, что «голощёком» называют морозную, но бесснежную зиму, а лягушки у казаков не квакали, а гуркотали.
Завершилась встреча показом клипа «Слава Богу, что мы есть, казаки!»
Зрители долго не хотели расходиться — подходили к участникам вечера – проявляя интерес к дореволюционной фотографии из семейного архива М. Н. Урусовой, благодарили за интересную информацию, выражали желание присутствовать на подобных мероприятиях в будущем. Как признавались некоторые ветераны педагогических коллективов, многого из услышанного на вечере, они раньше не знали.