«Крымское противостояние»
Вечер-хронограф о Крымском противостоянии — одно из цикла мероприятий, которые библиотека № 17 им. М. А. Шолохова проводит в помощь изучению истории Отечества учащимися старших классов школ Кировского района.
Начался вечер с сообщения библиографа Марины Николаевны Урусовой о том, что 30 марта исполняется 160 лет с момента окончания Крымской войны 1853-1856 годов. Продолжился он просмотром видеоклипа, кратко рассказывающего о ходе войны и основных её сражениях.
В ходе вечера-хронографа ведущая познакомила учащихся с информацией о причинах начала войны. Она отметила, что причин этих было несколько – экономических и политических, остановившись на раскрытии нескольких из них. Например, ребята узнали о сложившейся в середине девятнадцатого века экономической системе, в которой интересы России противостояли интересам европейских государств, и в первую очередь, интересам Англии. Учащиеся узнали о недочётах и откровенных ошибках правящего монарха Николая I, консула Российской империи К. В. Нессельроде и посла в Турции князя А. С. Меншикова. Прозвучали сведения о причинах, по которым Россия войну проиграла: дипломатические просчеты, приведшие к политической изоляции страны; техническое отставание России от стран Европы; плохое снабжение из-за неразвитой транспортной инфраструктуры; тактические просчеты русских полководцев (и в первую очередь главнокомандующего – А. С. Меншикова).
Рассказ о героях Крымской войны сопровождался показом электронной презентации «Лица Крымской войны». Ребята получили возможность увидеть портреты и фотографии: поэта и дипломата Ф. И. Тютчева, который перед началом войны пытался создать положительный имидж России в Европе; трёх адмиралов-руководителей обороны Севастополя (В. А. Корнилова, В. И. Истомина и П. С. Нахимова) и военного инженера Э. И. Тотлебена, построившего развитые оборонительные сооружения вокруг города; великого хирурга Н. И. Пирогова, разработавшего во время битвы за Севастополь основы военно-полевой хирургии; патриотки, жительницы Севастополя Д. Л. Михайловой (Даши Севастопольской), вывозившей раненых с поля боя; знаменитого матроса Кошки (П. М. Кошки), прославившегося не только храбростью, но и остроумием; казака О. И. Зубова – добровольца, явившегося на защиту Севастополя с Дона; писателя Льва Николаевича Толстого (в юности), который защиту рубежей Севастополя сочетал с литературной деятельностью. Прозвучала информация и о священнике 45-го флотского экипажа отце Иоаникии Савинове, поднявшем в атаку матросов, лично участвовавшего в рукопашной. Завершилась электронная презентация показом фотографии ветеранов Крымской войны, сделанной в 1901 году – в 50-летие её завершения.
Рассказав о героях войны, библиограф М. Н. Урусова сказала, что, как всякое крупное историческое событие, она оставила свой след в памяти народа – так появились песни «Поднимался турок на Россию», «Русские готовятся защищать свой край», «Дружина приходит в Бельбек», «Казаки собираются под Севастополь», «Солдаты под Севастополем», «Нахимов ведёт эскадру», «Штурм Карса» и другие. Кроме этого в русский язык вошли поговорки: «Доброе слово и кошке приятно» (по преданию, так пошутил о себе матрос Кошка, получив похвалу от адмирала Корнилова за его спасение), «Шапками закидаем» (Слова генерала Кирьякова, сказанные перед сражением на Альме, после оценки позиций русских войск и шансов неприятеля прорвать в этом месте оборону. На деле Кирьяков первым дал команду отступать) и многие другие. После этого ребятам был показан видеоклип «Две трагедии Федюнинских высот», рассказывающий об истории создания английским поэтом Альфредом Теннисоном баллады «Атака лёгкой кавалерии» и русским писателем Львом Толстым «народной песни» «Как четвёртого числа…» (из «песни» Толстого народ взял себе на память поговорку «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Как по ним ходить?»).
Завершился рассказ о Крымской войне 1853-1856 годов заключительным словом М. Н. Урусовой, которая сказала, что к этой ситуации лучше всего подходит пословица «Нет худа без добра», потому что, получив пинок в виде поражения, Россия начала развиваться – было отменено крепостное право, проведена реформа армии, начали совершенствоваться технологии, что позволило через несколько десятилетий снова занять лидирующее положение в Европе. Важно знать о победах России, но не менее важно знать и о её поражениях, о том, как с ними справлялись наши предки, чтобы укрепить и возвеличить нашу Родину.
После завершения вечера-хронографа учащиеся и преподаватель истории Н. В. Грибкова поблагодарили М. Н. Урусову за интересный урок.