Моя будущая профессия
На День знаний, 1 сентября, библиотека №4 им. Юрия Бондарева, гостеприимно распахнула двери читального зала перед восьмиклассниками МОУ СШ № 17, для Урока знаний. Выбранная тема «Моя будущая профессия» — весьма актуальна. Ведь работа и всё, что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Пройдет несколько лет и ребятам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих судьбу выборов – выбор профессии. В настоящее время общее количество профессий и специальностей в мире достигает порядка 50 тысяч наименований. Ввиду большого разнообразия вариантов сделать правильный выбор, конечно, нелегко. Если представить формулу выбора профессии, то основными ее переменными будут сами профессии, профессиональные желания человека и личные способности и склонности. Чем лучше мы будем понимать себя, и чем лучше мы будем разбираться в профессиях, тем точнее мы сделаем выбор! И поэтому первым условием успешного выбора является самоанализ.
«Что я хочу?». Главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес. Если нравятся животные, растения, то будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если техника – интерес к ней будет поддерживать деятельность инженера-конструктора или физика-теоретика.
Существует легенда… Давным-давно, во французском городе Шартре, строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того чтобы этого не случилось школьники и сотрудники библиотеки – взрослые, опытные люди, на этом классном часе в стенах библиотеки обсуждали злободневную тему.
«Что я могу?». Это вопрос изучения своего характера, темперамента, способностей и возможностей. Скажем, если человек общителен, то ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени.
Каждая профессия предъявляет специалисту определенный набор профессионально-важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Нужно изучить свои способности и соотнести их с профессионально-важными качествами профессий.
Второе условие успеха – внешняя активность – изучать мир профессий! Быть любознательными! Вокруг нас существует мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть родители и учителя, друзья, знакомые, книги и журналы, справочники и Интернет, и, наконец, профконсультанты. Если больше узнавать о мире профессий, то будет яснее представление того, из чего выбирать.
Мы живем в стремительно развивающемся мире. Интересно, какие профессии будут востребованы в будущем? Как изменится профессиональная ориентация?
Далее, ребята познакомились с профессиями, которые пока еще широко не известны миру, но будут востребованы уже в ближайшем будущем. Большой интерес у подростков вызвал просмотр слайдов, по материалам Исследовательского центра «Сколково», который выпустил Атлас новых профессий. В нем сообщается, что до 2030 года исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых. По мнению экспертов, на рынке труда скоро появится спрос на такие специальности, как ГМО-агрономы, метеоэнергетики, дизайнеры умных пространств, кибердворники, эксперты по образу будущего ребенка и разработчики семейной траектории развития.
Надо сказать, что атлас профессий будущего выглядит футуристично. Если, например, такие профессии, как консультант по здоровой старости или инженер производства малой авиации, можно осваивать уже сейчас, то образовательные возможности для будущих космогеологов или архитекторов медоборудования, обладающих одновременно медицинскими и техническими знаниями, весьма ограничены.
Перечень вымирающих профессий оказался не менее удивительным. К 2020 году, согласно прогнозу, устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент. А после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.
Итак, если верить «Атласу» через 10 лет на смену провизорам и швеям в России придут биофармакологи, дизайнеры одежды с генерацией энергии и менеджеры по космическому туризму. Правда, пока получить большинство профессий будущего в России очень непросто.
Конечно, такого рода прогнозы в любом случае интересны и полезны, но, тем не менее, надо учитывать, что долгосрочные прогнозы, как правило, сбываются не полностью. Но то, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.
Здесь сотрудники библиотеки предложили школьникам вернуться в нашу действительность и посмотреть, какие профессии наиболее востребованы сегодня.
Как ни парадоксально, но на современном рынке труда наблюдается огромный дефицит людей, в совершенстве владеющими рабочими специальностями. Например, в банке вакансий города Волгограда, по состоянию на 1 июня 2016 года находится 17 240 свободных рабочих мест, из которых 70% составляют квалифицированные рабочие специальности, и только 30% — квалифицированные специалисты.
Ребятам было предложено познакомиться со справочником «333 современные профессии и специальности».
Для тех, кто уже определился с профессией, или хотя бы интересующей сферой занятий, была дана информация о Центре занятости, об учебных заведениях, и о возможности посетить их в день открытых дверей, чтобы узнать о требующихся документах и баллах. Были даны советы: познакомиться с обладателями интересующей ребят профессии и расспросить их о нюансах работы, об обязательной консультации с участковым врачом, дабы иметь сведения об имеющихся противопоказаниях к той или иной профессии.
И, главный совет – то, что можно сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным, для каждого, предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже. А библиотека всегда готова прийти на помощь.