«Онегин, добрый мой приятель»
«…Цветок на поле нашей словесности…»
Д. Веневитинов о романе Пушкина «Евгений Онегин»
185 лет назад в 1833 году свет увидело полное издание романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Произведение считается одним из самых значительных литературных шедевров русской словесности. 9 февраля учащиеся МОУ СШ №120 смогли более подробно познакомиться с историей создания романа и его бессмертными героями в рамках мероприятия «Онегин, добрый мой приятель», подготовленного библиотекой №8.
Произведения отечественной литературы невозможно рассматривать в отрыве от истории, культуры и быта того времени, в которое оно было написано. Роман в стихах «Евгений Онегин» яркое тому подтверждение. На страницах книги мы видим жизнеописание столичного дворянства и помещичью деревню. Перед читателем проносятся картины: блистательный светский Петербург с балами и театрами; барская и старомодная Москва; провинциальная крепостная деревня.
А. С. Пушкиным тонко описаны сцены частной жизни молодого столичного дворянина, не отягощенного служебными обязанностями. Например: Онегин поздно ложится спать и соответственно поздно встает, что в Петербурге начала XIXвека считалось признаком аристократизма. А далее следовали прогулка, обед и развлечения в виде театра, и конечно балы. Балы описаны Александром Сергеевичем с большим чувством. Танцы являлись важным элементом дворянского быта того времени: полонезы, вальсы, мазурки и котильоны. Каждый танец имел свои особенности: вальс считался однообразным, мазурка изысканной, а котильон шаловливым.
Совершенно другую картину мы видим в провинции, где знакомимся с героиней — Татьяной Лариной. Деревня живет глухо и ограниченно. Но именно на этом фоне, Пушкин дает детальное описание жизни юной девушки и её окружения.
Роман «Евгений Онегин» — это панорама русской жизниXIXвека. Читатель рисует в воображении полную картину того времени: что было в моде, как одевались, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами жили.
Литературовед Юрий Лотман призывал: «…роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым…».
Татьяна Киселёва