За землю донскую, за волю!

История России – плодотворная почва для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Рассказы о славных или горьких страницах жизни наших предков будят в подростках интерес к поколениям старших.

Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова никогда об этом не забывает и использует возможность напомнить о знаменательных датах российской истории детям, подросткам и юношеству.

Почти 310 лет назад завершилось восстание Кондратия Афанасьевича Булавина.

3 мая 2018 г. в читальном зале библиотеки прошел Час истории «За землю донскую, за волю!», посвященный этому событию, на который пришли ученики 7 «В» класса МОУ лицей № 19 вместе с преподавателем истории Галиной Васильевной Гребенюк.

Библиограф М. Н. Урусова начала встречу с вопроса о том, сколько всего было крестьянских войн в России и почему три из них возглавляли казачьи атаманы. Видя затруднение ребят, она сама перечислила предводителей четырёх крестьянских войн (Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева, и Кондратия Булавина). Легко было и объяснить причины, почему именно казаки становились во главе многотысячных армий крестьян – они имели навыки вести войну и у них было оружие, которое могло противостоять царским войскам (не только шашки и пики, но и ружья, и даже пушки, которые они брали в походах у турков).

Чтобы семиклассники представили события, происходившие 310 лет назад, им предложено было посмотреть одну из серий «Истории государства Российского» — проекта, созданного по одноименного многотомника С. Соловьева. Ребята узнали об основных событиях восстания, услышали имена главных участников.

«К сожалению, мы не знаем, как выглядел Кондратий Булавин. В начале 18 века портреты казаков не рисовали, и поэтому все его изображения – плод фантазии художников. Единственный, кого мы можем узнать в лицо из четырех предводителей крестьянских войн – Емельян Пугачёв, метивший в цари», — с огорчением призналась Марина Николаевна и показала ребятам портреты Петра Первого и главного карателя булавинцев – Василия Владимировича Долгорукова.

Она назвала имена соратников Булавина (Луку Хохлача, Семена Драного, Никиту Голого, Павлова) и подробнее рассказала об Игнате Некрасове, который увёл 2000 казаков от расправы на Кубань, а затем (после смерти Игната) некрасовцы перебрались в Турцию. К счастью, находясь в изоляции, они старались сохранить родную культуру (руководствуясь заветами Игната, передаваемыми устно), благодаря чему мы можем получить представление о костюмах донцов в начале XVIII века, их песенной культуре. Потомки некрасовцев вернулись в Россию в 1962 году. С показом костюмов казаков-некрасовцев и упоминанием нескольких песен, которые играли их потомки, разговор перешел на культуру казачества. Ребята услышали про боевой пляс, про «походы за зипунами» и своеобразных модных дефиле, которые устраивали казаки, чтобы показать товарищам свою добычу. Большое удивление вызвало сообщение, что одежда, добываемая в походах, была из парчи, бархата и шёлка.

Сюрпризом для школьников стало и то, что основные события восстания Булавина связаны с родным краем. Они с интересом посмотрели отрывки из телевизионной передачи «Искатели», посвященной поискам булавинских кладов на территории Волгоградской области – на горах Уши в Камышинском районе, в подземельях Белогорского мужского монастыря в Ольховском районе, на Чёртовом урочище в Иловлинском районе и др.

В завершение мероприятия школьники посмотрели небольшую презентацию о том, как сохраняется память о Кондратии Булавине и восстании, предводителем которого он стал. Учащимся были представлены книги, памятники (в том числе и курень атамана, сохранившийся до наших дней), настенные росписи и картины.

Закончила встречу Марина Николаевна приглашением к самостоятельному изучению истории России, нашего края и культуры казачества.

This entry was posted in Без рубрики and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.