Плох тот казак, который не знает своей истории
На экскурсию «Казачий уклад жизни» в библиотеку № 17 была приглашена группа первокурсников энергетического колледжа Волгограда с преподавателем Еленой Геннадьевной Филонич.
Экскурсия началась со слов о том, что если человек не равнодушен к истории своей страны, к истории своей семьи, дорожит своими семейными реликвиями, гордится своим домом, то в нем очень сильны патриотические чувства. А это очень важно в нашей жизни, в воспитании молодого поколения, граждан нашей страны.
Одной из самых многочисленных культурно-этнических групп русского населения, живущих в Волгограде и в Волгоградской области, являются казаки. Они проживают в 24 районах Волгоградской области и объединены в 5 казачьих округов. Экскурсия началась с фойе, где был представлен портрет М. Шолохова, чье имя носит наша библиотека. Михаил Александрович писал именно о казачестве. В вестибюле библиотеки находится макет казачьего куреня. Прозвучал рассказ об этом курене, где и как его строили казаки, какой материал использовали для строительства.
Затем экскурсия перешла в комнату казачьего быта, которая условно разделена на две части – горницу («зало», как называли ее казаки) и кухню. Заходя в дом (курень), казак сначала делал поклон и крестился на образа, которые были в красном углу комнаты, говорил такие слова: «Здорово дневали!». Ему отвечали: «Слава Богу». И лишь потом казаки здоровались, обнимались, вели беседы. Что же было в доме у казака? Какие вещи, предметы окружали его семью? Это сундук-рундук, где хранились вещи: постельное белье, рубахи, полотенца и, конечно же, приданое молодых казачек. Сундуку, который находится в казачьей комнате нашей библиотеки, более ста лет. Другой предмет казачьего быта – шкаф-поставец. Такие шкафы стали появляться в казачьих семьях в конце 19 века. В них хранилась праздничная посуда из фаянса, фарфора, стекла. Такой шкаф символизировал достаток казачьей семьи. Возвращаясь из военного похода, казак старался привезти домой какой-нибудь трофей (шкатулку, вазу и т.д.) В каждой казачьей семье имелась пряха, имелись швейные машинки. Казачки умели и прясть, и вязать, и шить, и вышивать. Они были очень трудолюбивыми, держали дом в чистоте и красоте. Койку с грядушками украшали подзоры, вышитые завески, расшитые наволочки на подушках, лоскутное одеяло. Над кроватью вешались деревянные рамки с фотографиями родных. Это были отцы, матери, деды и бабушки нескольких поколений.
Казаки умели хранить память о своих предках и были очень верующими людьми. Перед иконами всегда лежали молитвенники, стояли свечи, весела лампадка, которую зажигали и молились утром и вечером.
Студенты услышали рассказ о женском и девичьем казачьих костюмах. Слушали с большим интересом, словно погружались в то время, когда жили казаки в станицах. Рассказ был об устоях казачьей семьи, об уважении к старшим, о головном уборе замужней казачки, о мужском казачьем костюме, о праздниках казаков. Особый интерес вызвал рассказ о кухне казачки: какие предметы были на ней, как они назывались (макитра, махотка, чугунок, кочерга, ухват, сапетка, кизяки, лавка, цыбарка, коромысло, чески, плетка и др.) Услышали ребята и рассказ о традиции казаков пить «кохвей из-под толкачика», о чайной традиции — пить чай из самовара. Но самым главным в семье казака считалось уважение к старшим. Слова старшего считались обязательными для исполнения.
Когда проводишь экскурсию в комнате казачьего быта на фоне предметов старины, то всегда заметно, с каким интересом молодые люди слушают и рассматривают экспонаты, хотят подержать их в руках, сфотографироваться с ними и узнать больше об этих предметах. В конце экскурсии студенты задавали вопросы: кто такой Ф. Крюков, почему на казачьем флаге три цвета, как воспитывали казачонка в семье, наказывали детей или нет? Видно было, что экскурсия понравилась, вызвала живой интерес. Приглашаем посетить комнату казачьего быта в библиотеке №17 им. М. А. Шолохова.