«Облака плывут, облака…»
«…Но будут мои подголоски
Звенеть и до Судного дня…
И даже не важно, что в сноске
Историк не вспомнит меня!»
Александр Галич
Александр Аркадьевич Гинзбург. Сценарист, поэт, автор текстов песен. Фамилия Галич, как известно, литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества. Дядя поэта, известный историк литературы, пушкинист Лев Гинзбург преподавал в МГУ. Поскольку Александр(!) появился на свет в день открытия Царскосельского – Пушкинского – лицея, в семье ему прочили блестящее будущее.
Александр Галич, 100-летний юбилей которого мы отмечаем сегодня, 19 октября – автор всех песен, которые прозвучали накануне в стенах Центральной городской библиотеки, для многочисленной аудитории читателей, в исполнении артистов Народного духовно-патриотического театра песни И. Талькова при Казанском Кафедральном соборе и популярных волгоградских музыкантов на литературно-музыкальном вечере «Облака плывут, облака…»
Сочинять песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре Александр Аркадьевич начал с конца 50-х прошлого века. Французский шансон на русской почве, романсовая традиция Александра Вертинского, декламация авторских стихов под гитарную мелодию, ярко выраженный политический подтекст, искренность и красота голоса придали творчеству Галича невероятную мощь и убедительность. Наряду с Окуджавой, Визбором и Высоцким, он открыл своё, неповторимое направление в жанре отечественной авторской песни.
Началу перелома в душе и в творчестве Галича способствовала, история с неосуществлённой премьерой пьесы «Матросская Тишина». Ведь еврейская тема никак не вписывалась в сталинские нормы жизни. Да и значительно позже, всякий раз на постановку и показ пьесы следовал запрет цензуры. Тогда Галич начал читать «Матросскую Тишину» в обществе своих друзей, в гостях, выражаясь современным языком – на «квартирниках». Юрий Нагибин, с прямотой, заметил, что эта пьеса «по тем временам была опаснее вольнолюбивой гитары поры оттепели и застоя. Саша понимал это и хладнокровно шел читать в любое сборище, где его готовы были слушать».
Преуспевающий человек, успешный и знаменитый, в эпоху «шестидесятников» известный драматург и сценарист, Александр Галич резко расстаётся со своим благополучием. Он понимает, что дальше идти на компромисс с собственной совестью больше не может. Круто меняя жизненные ориентиры, Галич сосредотачивается на рифмованном СЛОВЕ, честном и откровенном, проникающим в души людей под звуки беспокойных струн.
Рассказ о непростой жизни и творчестве русского поэта переплетался входе литературно-музыкального вечера с его произведениями. Известный исполнитель авторской песни Алексей Куликов поделился воспоминаниями о бардовских фестивалях, на которых он познакомился с творчеством Александра Галича и спел полюбившихся ему песни талантливого литератора с трудной судьбой.
Участник клуба творческого общения «Старая Сарепта», поэт Александр Кучерук рассказал о своём знакомстве и общении с Василием Аксёновым, другом Галича, чем очень заинтересовал публику. Изучая поэтическое наследие юбиляра, анализируя его творчество, Александр написал стихотворения-посвящения знаменитому тёзке. В программе были использованы видеосюжеты, фотопрезентация, и, конечно, зрители смогли услышать голос самого Александра Аркадьевича.
25 июня 1974г., после невероятного давления, исключенный из всех творческих союзов, Галич был вынужден эмигрировать. Постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС его изданные произведения были запрещены в СССР и уничтожены. Через несколько лет, ища пристанища на чужбине, Александр Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977г., при странных обстоятельствах, трагически погиб. В Советском Союзе упоминать об авторе сценария фильмов «Бегущая по волнам» и «Верные друзья» было запрещено, равно как исполнять его произведения и показывать фильмы, снятые по его сценариям.
«Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо,
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем…»
Александр Галич
А молчание «Матросской тишины» прервал Олег Павлович Табаков, поставив спектакль в подвале «Табакерки», в 1990 году.
Людмила Зиновьева