Я – крепость! Веду бой!
Воспитание подрастающего поколения – задача первой необходимости, потому что дети и подростки – это будущее нашей страны. Особое внимание при этом следует уделить трудным подросткам. В 2017 году библиотека № 17 им. М. А. Шолохова начала сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Сотрудничество продолжается и в 2018 году.
В рамках этой деятельности библиотека проводит профилактические мероприятия для школьников и работает с группой условно осужденных подростков, которые стали участниками нескольких встреч. Летом этого года ребята посетили урок памяти «Год сорок первый. Страшный год», где узнали о первом дне войны и главных героях начала Великой Отечественной войны – пограничниках. Конечно, первое место в рассказе было уделено Брестской крепости. Эта тема настолько заинтересовала подростков, что решено было продолжить разговор о защитниках Брестской крепости на отдельном мероприятии.
11 октября состоялся урок мужества «Я – крепость! Веду бой!», который провела библиограф М. Н. Урусова. Отметив, что о героях Брестской крепости можно говорить в любой день, а не только 22 июня, она напомнила ребятам о событиях обороны крепости, предложив войти в соответствующее настроение через клип на песню группы «СССР» «Брестская крепость». После этого перечислила ключевые моменты начала обороны: артналёт немцев, падение на резервуары с водой многотонной бомбы, атака вошедших в крепость немцев бойцами гарнизона из здания казармы, уход из крепости женщин и детей, возвращение их в качестве «живого щита», приказ № 1 по гарнизону… Снова Марина Николаевна показала карту Брестской крепости, заставив вспомнить на каком из четырёх островов находилась 9-я застава Кижеватова, где были казармы, где жили жёны командиров.
Затем речь зашла о судьбах отдельных защитников Брестской крепости (рассказ велся с использованием презентации «Герои Брестской крепости»), о которых было рассказано намного больше, чем во время предыдущей встречи. Ребятам было интересно узнать о павших героях, но больший интерес они проявили к героям выжившим. Эта тема была интересна этой группе подростков, потому что подавляющая часть защитников Бреста прошла не только через немецкий плен, но и через сталинские лагеря. Таким образом, была затронута проблема преступления и наказания. Наказания незаслуженного, но перенесённого с честью, без озлобления на людей и жизнь. Для современных подростков, преступивших закон, наказание порой кажется несправедливым, поскольку у них смещены ориентиры, они не различают грань между подвигом и преступлением. Послушав о судьбе Самвела Матевосяна и Петра Клыпы, ребята, надеемся, многое поняли.
Завершила встречу М. Н. Урусова напоминанием о позывных, которые передавались в эфир в первые дни обороны: «Я – крепость! Веду бой! Жду подкрепление!» Она отметила, что все мы рано или поздно оказываемся в ситуации, когда держишь оборону и ждёшь подкрепления. А подкрепления нет. И надо в такие моменты вспоминать о защитниках Бреста, которым было значительно хуже, чем нам сейчас.
Инспектор по делам несовершеннолетних, сопровождавший ребят, и подростки поблагодарили за урок мужества. Надеемся, что он поможет ребятам вернуть реальное представление о подвиге, героизме, преступлении и наказании.
Урусова М. Н.