Атаманы Войска Донского

Копия Заставка Час исторического портрета «Атаманы Войска Донского» был приурочен к 100-летию начала политики расказачивания, и начался с показа клипа на песню Игоря Растеряева «Дождь над Медведицей»:

Зря меня, дождь, ты гонишь домой –

Я до нитки промокну тобой.

Знаю я, не вода с облаков –

Это слёзы донских казаков:

С Соловков, из холодной тайги,

Из промозглых болот.

Библиограф М. Н. Урусова рассказала школьникам о декрете «Об отношении к казакам», подписанном Я. Свердловым 24 января 1919 года, которым предусматривалось полное разоружение казаков, изъятие у них «излишков» продовольствия и расстреле всех, кто противостоит советской власти. Одним циркуляром была положена политика геноцида в отношении казачьего народа.

Копия 1В ходе встречи ребятам предстояло задуматься над вопросом: «Почему лучшие воины России, которые могли противостоять иноземным врагам, стали жертвами своих соотечественников? Как получилось, что они не смогли победить Красную Армию? Почему казаки, вся жизнь которых была связана с войнами, не захотели воевать?»

За ответом на этот вопрос пришлось отправиться в прошлое и проследить изменения, происходившие на территории Области Войска Донского на протяжении более чем пятидесяти лет до начала революции. Самые глубинные изменения, повлиявшие на события начала ХХ века, начались в 1835 год, когда в «Положении об управлении Донского войска» казачество было обозначено как особое служивое сословие. Марина Николаевна напомнила, что одним из первых декретов Советской власти был декрет об отмене сословных привилегий, который напрямую затрагивал казачество, ибо оно было закреплено в государственных документах как сословие, а не как народ. В это же время был определён земельный пай для каждого казака – 30 десятин земли. После отмены крепостного права на территории Земли Войска Донского оказалось много освобожденных крестьян, земельный пай которых определили в 4 десятины земли, что было значительно меньше, чем у казаков. И, несмотря на то, что к 1917 году во владении рядового казака было значительно меньше указанной нормы (от 8 до 14 десятин), всё равно это вызывало зависть соседей-иногородних, которая стала предпосылкой геноцида.

Копия 3Рассказ сопровождался презентацией «Атаманы Войска Донского», в которой были представлены сведения о семи донских атаманах, чьи юбилейные даты приходятся на 2019 год: П. Х. Граббе (230 лет), М. И. Черткове (190 лет), К. К. Максимовиче (170 лет), Н. Н. Маслове-Одоевском (170 л.), А. В. Самсонове (160 лет), П. Н. Краснове (150 лет) и А. Н. Романове (115 лет). Особенно внимательно слушали ребята рассказ о своём ровеснике – атамане всех казачьих войск – цесаревиче Алексее, которого почитают современные казаки. Они с интересом смотрели на фотографии царевича и иконы, которые пишут с его фотографий.

Узнав, что около 50 лет предшествующих революции на посту наказного атамана неизменно находился человек не казачьего происхождения, они признали, что из-за этого постепенно шло изменение в настрое казачества. Оно зависело и от того, что руководили Областью Войска Донского люди, недостаточно уделявшие внимания казачьим воинским традициям (если рассматривать такое назначение с современной точки зрения – обычные армейские генералы упускали многие нюансы подготовки спецназовцев), чем провоцировали часть казаков на недовольство царской властью, поставившей над ними иногороднего. И от всё большего «заземления» казачества, постепенно прираставшего к земле. И от привлечения казаков к разгону демонстраций… В результате к 1917 году сформировалось казачество, которое мало походило на своих предков времён атамана Платова – рассматривающего войну, как препятствие земледелию. Именно поэтому оно не прислушалось к призыву атамана Богаевского, призывавшего к войне с красными.

М. Н. Урусова привлекла внимание к личности избранного атамана Войска Донского – П. Н. Краснова, отметив, что именно этот человек стал причиной многих бед, с которыми до сих пор сталкивается казачество. Во время его правления была достигнута договорённость с немцами о поставке оружия на Дон, что отвратило от него многих казаков. Бежав за границу в феврале 1919 года (задолго до основных боёв с красными, и окончательного разгрома казаков), он долгое время ждал своего часа, чтобы вернуться на Родину. И в годы Великой Отечественной пришёл на Дон с гитлеровцами. Марина Николаевна зачитала последние слова Краснова, в которых он признавал, что ему нет прощения, и нет места среди людей, отметив, что современные сторонника атамана, ставя ему памятники, тем самым нарушают его собственную волю – не показываться людям на глаза.

В ходе встречи девятиклассники посмотрели клип «Расказачивание» и клип на песню А. Белянина и Г. Николаевой «Слава Богу, что мы – казаки».

В завершение часа исторических портретов ребята услышали небольшой рассказ о современном казачестве и казаках. Прозвучал рассказ о Руслане Казакове и участии современных донских казаков в патрулировании на улицах Крыма во время проведения референдума, а также о казаках-добровольцах Донбасса.

Преподаватель и школьники благодарили за полученные знания и возможность подумать над историческими фактами.

 Марина Урусова

This entry was posted in Возрождение национальных культур, Духовно-нравственное воспитание, Краеведение. Bookmark the permalink.