Он играл, как дышал – широко и привольно…
Нынче как-то не в ходу народные песни. В общей массе современных произведений под электронные звуки они теряются где-то «на периферии». И, тем не менее, эти мелодии живут в памяти и в душах людей. Может быть, несколько наивными кажутся сегодня слова этих песен, но почему-то подкупают они именно простотой и открытостью. А для профессиональных композиторов, песни которые, как говорится, ушли в народ, это, наверное, лучшая похвала за творчество.
Один из таких композиторов — Григорий Пономаренко, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Его имя прочно встало в почетный ряд вместе с именами И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, А. Пахмутовой… Его считают своим в Оренбурге и Волгограде, в Липецке, Иванове…и на Кубани. Его удивительно добрые, мелодичные песни «Оренбургский пуховый платок», «А где мне взять такую песню», «Ой, снег-снежок», «Тополя» и многие другие живут в современном скоростном мире, волнуют, идут в народ, теряют свое авторство. И самое главное — они понятны нынешним молодым исполнителям. Юные артисты с большим удовольствием берут его песни в свой репертуар. В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого земляка.
Григорий Пономаренко родом из песенных мест, с Украины. Он появился на свет 2 февраля 1921 года в крестьянской семье в Черниговской области. Нотной грамотой овладел самостоятельно. С пяти лет начал играть на баяне и других музыкальных инструментах своего дяди — Максима Терентьевича Пономаренко, известного в округе мастера-самородка. Все были поражены тому, что шестилетний Гриша брал в руки инструмент и свободно играл плясовую. А в 12 лет сочинял музыку к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар» в городе Запорожье, куда он переехал жить в семью дяди Максима. В 14 лет мальчик начал работать баянистом в городском Доме пионеров, а еще он играл для приезжавших туристов. Когда он работал баянистом в прославленном Государственном Оркестре русских народных инструментов имени Николая Осипова, газеты писали, что он «играл, как дышал — широко и привольно».
Вспомнить замечательного композитора, баяниста, народного и заслуженного артиста России, классика песенного жанра, вновь ощутить силу его таланта, услышать не тускнеющие со временем его песни – для этого 10 марта городская библиотека-филиал №18 пригласила гостей на литературно-музыкальный вечер «Григорий Пономаренко: жизнь как песня». Многие люди старшего поколения вспомнили традицию песенных застолий. Когда собирались гости, а если еще кто-то был с аккордеоном, вся компания — и взрослые, и дети — подпевали ему: И все были убеждены, что «Отговорила роща золотая березовым веселым языком…», «Ивушка зеленая, над рекой склоненная…» и многие другие песни – народные, так как было ощущение, что мелодии этих песен рождались вместе со словами, были неотделимы от них. Как какое-то удивительное явление природы. И как потом с удивлением узнавали о том, что у этих «народных» песен был автор — Григорий Пономаренко. И что судьба его была связана с нашей волжской землей. Сначала это был Куйбышев, нынешняя Самара. Там судьба связала его с выдающимся хормейстером страны Петром Милославовым, который помог раскрыться не только композиторскому таланту Григория Федоровича, но и его незаурядному организаторскому дару в качестве музыкального руководителя Волжского русского народного хора. Слава композитора, который писал песни для волжского коллектива, стала поистине всенародной. В Волгограде Григория Федоровича считают своим земляком. В послевоенные годы он приехал в Сталинград (Волгоград). Здесь началась его работа с народным хором русской песни «Волжские зори». Этот коллектив он называл своей творческой лабораторией. За десять лет создал немало задушевных лирических песен, и именно этот жанр стал основой творчества композитора. Песни на стихи М. К. Агашиной «Подари мне платок», «Растет в Волгограде березка» и многие другие, написанные в Волгограде, пела и поет вся страна до сих пор. Пока их любят и поют, память о нем будет вечна. Но своей второй родиной, счастьем и судьбой Григорий Пономаренко считал Кубань. Вот как он сам об этом писал: — «Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню — Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели…».
В этот вечер хотелось, чтобы как можно больше прозвучало его произведений в исполнении коллектива, который сохранил традиции песенного народного жанра. И такой коллектив с удовольствием отозвался на предложение принять участие в мероприятии – это народный ансамбль «Волжаночка» под руководством Людмилы Трофимовой. На фоне выставки – экспозиции «А сердце просит откровенья, а сердце просит широты…» под неизменный атрибут композитора — баян, в исполнении ансамбля прозвучали песни «Вдовы России», «Оренбургский пуховый платок», «Сердце материнское», «Подари мне платок», «Цветет черемуха» и другие. На помощь пришли однофамилец нашего героя, тоже композитор Пономаренко Иван Миронович, исполнивший песню на стихи С. Есенина, и поэт Михаил Рябчиков, который прочел стихотворение Кубанской поэтессы Любови Никифоровой «Что было, то было…». Член клуба пожилых людей «Золотая пора» 92-летний баянист Суменко Николай Федорович рассказал о встрече с композитором в 1967 году в магазине «Книжный мир» Красноармейского района, где проходила презентация его нового песенника «Колокольчик». С этой книгой и автографом автора Николай Федорович познакомил гостей вечера. Все выступления сопровождались кадрами из документальных фильмов; фотохроники, фрагменты интервью.
Прекрасным завершением мероприятия стало участие всех присутствующих в караоке песен замечательного композитора.
Песни Г.Ф. Пономаренко стали поистине народными, разлетелись по всему миру. Сам он колесил по всей стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Его жизнь оборвалась 7 января 1996 года, когда произошла ужасная трагедия, Григорий Федорович погиб в автокатастрофе. Похоронен он в Краснодаре, на Славянском кладбище. Памятное сооружение представляет собой бронзовую фигуру баяниста в концертном костюме и с привычным инструментом в руках, которым он владел в совершенстве. Его добродушная улыбка вселяют в каждого уверенность и жизнелюбие. При взгляде на памятник сразу чувствуется добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику его таланта. Сегодня продолжают звучать песни Григория Пономаренко, песни, которые давно стали народными.
Любовь Лазебник
Юлия Завгороднева