Учимся преодолевать конфликты
Каким бы вежливым и интеллигентным не был человек, он периодически сталкивается с конфликтными ситуациями. И если проблемы в коллективе можно решить с помощью правил организации, руководителя или коллег, то семейный конфликт часто становится сложным и затяжным. Раз высказанная родителем претензия воспринимается ребёнком как посягательство на личную свободу. Резкий ответ подростка мама считает неблагодарностью и отсутствием уважения.
В чем же кроется причина конфликта в семье?
Как донести свою точку зрения?
Как продуктивно и безболезненно разрешить конфликт?
На эти и многие другие вопросы отвечали сегодня участники курса Натальи Гузий «Культурная личность. Практикум».
Студенты из ФГБОУ ВО Волгоградского государственного социально-педагогического университета (старший преподаватель Наталья Чувичилова) сформулировали положительные и отрицательные стороны конфликта. Выяснили, что при правильном подходе конфликт скорее полезен, чем вреден.
Ребята смоделировали несколько ситуаций по основным типам конфликтов. В предложенных «сценках» участники узнали себя и своих близких.
Кроме того, на практикуме будущие социальные педагоги-психологи определили свою модель поведения в конфликте. Простое упражнение чётко дало понять, кто склонен избегать конфликта, кто предпочитает «идти напролом», а кто — умеет договариваться. Ребята примерили и другие роли: «агрессору» предложили отреагировать на конфликт как поросёнок Пятачок, а «дипломату» — побыть старухой Шапокляк.
В завершении студенты разобрали несколько техник конструктивного преодоления конфликта. Ребята поняли, что полезно дать оппоненту высказаться, «выпустить пар» и подробно объяснить свою позицию. Тогда и он будет готов слушать и договариваться. А отработка техники «Я — высказывания» заставила задуматься, что наше желание решить проблему часто звучит как обвинение.
Постичь тайны бесконфликтного общения за одну встречу, к сожалению, невозможно. Однако студенты ВГСПУ сделали большой шаг на пути развития культуры общения. Пожелаем им успехов! И до новых встреч!
Занятия практикума «Культурная личность» проводятся в рамках проекта «Пушкинская карта».
Ирина Каракашиди, ведущий методист Центральной библиотеки им. М. К. Агашиной