Я вижу сердцем
Все, что смогу, ощупаю руками,
В бой с мраком вступит память, как боец,
Я память подновлю друзей глазами,
Я буду видеть сердцем, наконец!
Э. Асадов
Некоторые люди думают, что существует два мира – «мир зрячих» и «мир незрячих». Но мы живем в одном мире, на одной планете и от нашего участия и чуткого отношения к слепым и слабовидящим людям зачастую зависит их жизненная безопасность.
В России в период между 15 октября — Днем белой трости и 13 ноября — Международным днем слепых проходит Месячник белой трости. По всей стране проводятся семинары, «круглые столы» и тренинги, устраиваются лекции и беседы с целью познакомить зрячих с проблемами незрячих людей.
Библиотека № 4 в течение ряда лет организует для обучающихся средних общеобразовательных школ Тракторозаводского района уроки понимания инвалидности. Уроки интересны тем, что их проводят сами инвалиды.
В этом году урок «Я вижу сердцем» был посвящен Дню белой трости, который провела для школьников председатель Волгоградской молодежной организации незрячих инвалидов «Пламя» Анастасия Рыбушкина.
Имя этой девушки стало известно многим волгоградцам после премьеры в декабре 2017 года спектакля по пьесе Антонио Вальехо «В пылающей тьме» поставленным Казачьим театром. 10 марта 2018 года Анастасия Рыбушкина стала вдохновителем и организатором первого в России конкурса красоты для слабовидящих под названием «Незримая красота».
Являясь по профессии психологом, Анастасия очень быстро нашла контакт с ребятами, и постаралась ввести их в мир незрячих людей, чтобы каждый из них смог на себе прочувствовать, с чем приходится ежедневно сталкивать людям с проблемами зрения. Для этого она использовала игры и специальные задания.
Ребятам было интересно увидеть предметы, которые помогаю незрячим людям в повседневной жизни и в организации своего досуга. Осваивать их конечно ребята начали с белой трости, многие захотели взять ее в руки и, закрыв глаза, попытались походить по залу. Незрячим и слабовидящим людям не чужды новинки технического прогресса. Они активно используют в работе и в повседневной жизни различные гаджеты. Настя показала ребятам свой телефон и рассказала, какими специальными программами он оснащен. Не обошлось на уроке без упоминания об изобретателе рельефно-точечного шрифта Луи Брайля. Школьники смогли подержать в руках записи, сделанные нашей гостьей таким шрифтом и предметами, которые помогают ей при написании текстов. Она также поделилась с ребятами особенностями игры в шашки незрячими и слабовидящими людьми. Данный вид спорта она знает не понаслышке — в юношеском возрасте Анастасия увлекалась шашками и даже была чемпионкой по данному виду спорта.
Активное включение в тему мероприятия дало ребятам возможность не только прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, но и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями.
Закончился урок обзором книг, так как именно книги могут помочь нам лучше понять мир незрячих людей. Как оказалось, книг, в которых главный или значимый герой лишен зрения в мировой литературе достаточно много. Для ребят были выбраны книги соответственно их возраста, как классические, так и современные: «Слепой музыкант» В. Короленко, «Человек, который смеется» В. Гюго, «Я вижу солнце» Н. Думбадзе, «Та сторона, где ветер» В. Крапивина. Особое внимание было уделено автору Михаилу Самарскому и его книге «Радуга для друга», которую он написал в тринадцатилетнем возрасте. В 2010 году он основал неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпускал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. С 12 октября 2012 года на основе программы Михаила Самарского был создан благотворительный фонд «Живые сердца», президентом которого он сейчас является.
Михаил Самарский говорит: «разумеется, не в наших силах вернуть многим незрячим людям зрение. Но мы можем постараться сделать их жизнь более полноценной. И коль мы уже говорим, что за нами будущее, хотелось бы, чтобы с нами в будущее шли и эти ребята, наши сверстники, чтобы они не отставали в развитии и образовании, чтобы они вместе с нами плодотворно трудились на благо нашей Родины, нашей России».
Марьям Амелина