Кудрявый мальчик со свирелью
6 июня 2019 г. исполнилось 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина.
Имя этого поэта знакомо каждому россиянину с детства. Многие даже не помнят, когда и как они познакомились с пушкинским творчеством, потому что произошло это в очень раннем возрасте – буквально «с молоком матери» впитали. Можно было бы сказать, что сказки и стихи Александра Сергеевича вошли в народную память на генетическом уровне, и по ним легко определить «русскость» человека. Но это неверно. Пушкина с удовольствием читают представители всех народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Его любят читатели от мала до велика.
В день 220-летия поэта в библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова прошел познавательный час «Кудрявый мальчик со свирелью», посвящённый детству и юности поэта, на который пришли ребята из летнего школьного лагеря МОУ СШ № 112 «Капелька чуда».
Встреча началась с рассказа ведущего библиографа Марины Николаевны Урусовой о семье и ближайших друзьях Александра Сергеевича, окружавших его в детстве. На экране появлялись портреты людей, о которых шла речь – Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиной, Марии Алексеевны Ганнибал, Ольги и Льва Пушкиных, Василия Львовича Пушкина, няни Арины Родионовны Яковлевой и ближайших друзей-лицеистов: Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и Константина Данзаса. О каждом из них прозвучал отдельный рассказ, о каждом было сказано несколько добрых слов. Разговор о детстве поэта шёл не всегда по намеченным «лекалам», иногда он уходил в сторону, если чувствовалось, что дети чего-то не понимают. Так прозвучала информация о крепостном праве в России, когда речь шла об Арине Родионовне и Никите Козлове. Марина Николаевна старалась рассказать, как можно больше эпизодов из жизни Пушкина. Когда веселье вызвало лицейское прозвище Кюхельбекера – «Кюхля», она предложила угадать, а какое прозвище было у Пушкина. Ребята с места предлагали свои варианты, обыгрывая фамилию поэта, и очень удивились, что у него были два прозвища, совершенно не связанные с фамилией – Француз и Обезьяна.
Описав отношения Пушкина с няней, ведущая отметила, что большая часть услышанного от неё была положена поэтом в основу его сказок. И предложила детям поиграть. Игра «Что за прелесть эти сказки!» шла оживлённо. Дети кричали с места ответы, и восторженно или разочаровано реагировали на показ отрывков из мультфильмов и фильмов, в которых содержался правильный ответ. В конце игры ведущая с удовольствием отметила, что они неплохо знают творчество Александра Сергеевича. Во всяком случае, у них не вызвали затруднения вопросы по сюжету «Руслана и Людмилы», «Сказки о золотой рыбке», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Самой проблемной оказалась «Сказка о золотом петушке», вопросы из которой вызвали серьёзные затруднения. Голоса разделились поровну, когда ребята гадали, что именно затребовал мудрец с царя Додона за петушка, и… все голоса были отданы за версию о трёх сыновьях Додона. Отчего-то они были уверены, что сыновей у царя было трое – как во всех русских сказках, и удивились, не досчитавшись одного при показе ответа.
После весёлой игры с мульт- и кино-фрагментами речь зашла о ещё одном таланте Александра Сергеевича – художественном. Cледующая игра называлась «Пушкин или Рушева?». Ребятам было предложено угадать рисунки поэта, отделив их от рисунков Нади Рушевой, которая, как отмечают искусствоведы, ближе всего по художественной технике к А. С. Пушкину. Игра увлекла не только детей, но и сопровождавшие их взрослых.
В завершение встречи ребята посмотрели клип на песню Л. В. Кузьмичевой «Здравствуйте, Пушкин!» Прощаясь с ребятами, Марина Николаевна предложила им каждый раз, когда будут открывать книгу со стихами или прозой Пушкина повторять это приветствие «Здравствуйте, Александр Сергеевич!», потому что сказать этому поэту «до свидания» невозможно – он входит в нашу жизнь в детстве и остаётся с нами до самой смерти.
Дети и сопровождавшие их взрослые поблагодарили за познавательный час и весёлые игры.
Марина Урусова