День солидарности в борьбе с терроризмом
3 сентября в Российской Федерации отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом, который связан с трагедией, произошедшей 1-3 сентября 2004 года в городе Беслан (Северная Осетия). Ежегодно в этот день вспоминают о жертвах террористических актов и сотрудниках правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга
В школах Кировского района в этот день прошла акция, посвященная борьбе с терроризмом, к которой присоединилась библиотека № 17 им. М. А. Шолохова проведя встречу с учащимися 9 и 10 кадетских классов МОУ СШ № 56.
Под грустную мелодию клипа на песню «Мама, очень хочется пить» (сл. М. Моргулиса, муз. Д. Коваленко, исп. М. Михайлова) ребята начали входить в нужный настрой, проникаясь серьёзностью проблемы – ведь на кадрах клипа они видели зал с детьми и бомбы, установленные в центре или подвешенные к потолку, бегущих малышей и спасающих их спецназовцев, родителей хоронящих детей…
Разговор с ребятами ведущая встречи библиограф М. Н. Урусова построила, сделав упор на их «школьную» специализацию: «Как будущим сотрудникам МЧС вам это важно знать», и нашла у них полное понимание.
Во время встречи ребята узнали о том, что такое терроризм (акции устрашения, направленные против мирного населения), какие цели преследуют террористы (запугать людей, заставить выполнить свои требования), когда в истории человечества прошли первые акции устрашения. Прозвучала информация о терроризме в Российской Империи (особенно о периоде с 1866 г. – первое покушение на Александра II – по 1911 г. – убийство П. А. Столыпина), СССР и Российской Федерации, в Волгограде. После этого внимание переместилось на события 1-3 сентября 2004 года.
Ребята увидели краткую хронику событий 3 сентября, сделанную по «горячим следам» и приняли к сведению, что на кадрах большое количество гражданских людей с оружием в руках (жители Беслана), которые несогласованными действиями вносят сумятицу, что могло привести к лишним жертвам.
Для того чтобы оценить глубину трагедии, кадеты посмотрели электронную презентацию «Жертвы захвата школы в Беслане». Она состояла из 3 частей. Из первой части ребята узнали о поведении учителей школы № 1 при захвате заложников (прозвучала информация об И. К. Каниди, А. М. Михайлове, А. А. Дзуциевой-Татровой, Н. А. Руденок, Д. Б. Аликовой). Вторая часть презентации давала представление о жертвах, которые понесли семьи Беслана – 6 из 7 детей потеряла семья Тотиевых, погибло 5 членов семьи Цогоевых, близнецы-братья Токмаевы, брат и сестра Туаевы, сёстры Тетовы, бабушка и внучка Цириховы, мама и сын Озиевы, отцы и сыновья Худаловы и Тамаевы. Третья часть презентации была посвящена 10 офицерам групп «Альфа» и «Вымпел», а также двоим сотрудникам МЧС, погибшим при штурме школы.
— Можно ли было что-то сделать, чтобы жертв было меньше? Давайте разбираться, — предложила Марина Николаевна и кадеты вместе с ней вспомнили сначала основные правила поведения при обнаружении подозрительных предметов, а затем прослушали рекомендации специалистов по поведению заложников при захвате и спецоперации по освобождению.
В ходе инструктажа по поведению человека в ранге заложника делались отсылки к событиям 3 сентября. Если бы Александр Михайлович Михайлов не бросился навстречу террористам при захвате школы, он мог бы остаться жив. Возможно, не были бы расстреляны ещё 15 взрослых мужчин. Если бы Алёна Дзуциева-Татрова, выпав из окна при взрыве, не вернулась, чтобы помочь выбраться детям, она могла бы остаться жить… Если бы Иван Константинович Каниди не вырвал у террориста автомат, он мог бы остаться жить… Звучали примеры и из «опыта заложников «Норд-Оста» — истерика одного из мужчин стоила ему жизни и ещё несколько человек было ранено, когда террористы открыли огонь.
Инструкции специалистов настраивают: цель заложников – выжить, дождаться прихода спецслужб, поэтому нельзя противоречить террористам, нельзя шуметь или делать резкие движения…
В завершении кадетам был показан клип на песню «Знай их поимённо» (исп. Ю. Стрелкина), в съемках которого приняли участие выжившие дети Беслана. Он рассказывал об офицерах спецназа, погибших при спасении детей. Звучали их имена, рассказывалось о поведении каждого во время штурма.
— Эти люди знали все правила поведения при освобождении заложников. Они были настоящими профессионалами. Но в чрезвычайной ситуации действовали не по инструкции, а по велению совести, закрывая детей своими телами и получая пули в спину. Может прийти пора, когда перед вами встанет такой же вопрос – по инструкции или по совести? И это будет очень сложный выбор.
Прощаясь, ребята благодарили за рассказ, обещая подумать над последними фразами Марины Николаевны.
Марина Урусова