Образ Петра I в кино

350let_Petr_PervyjХудожественный фильм «Петр Первый» (1937 – 1938) – экранизация романа Алексея Толстого.

Один из самых ярких образов царя-реформатора создан в знаменитой киноэпопее «Ленфильма» режиссера Владимира Петрова.

Многие называют фильм «Петр Первый» экранизацией романа Алексея Толстого. На самом деле произведение охватывает период становления царя и завершается взятием Нарвы в 1704 году. А фильм как раз с этого события и начинается. Впрочем, Алексей Толстой полностью контролировал съемки.

Сначала предполагалось, что кино будет состоять из трех серий. Более того, картину хотели снимать с французскими кинематографистами, создав первый в СССР совместный проект. Но что-то не сложилось. От первой – «Юность Петра», пришлось отказаться. С трудом добились у киноначальства разрешения на производство двух серий. Окончательное добро получили только после личного вмешательства Сталина.

Отбор актеров на главные роли шел достаточно быстро. Дольше всего искали исполнителя главной роли. Пробовались Владимир Гайдаров, Константин Хохлов и другие. Даже Николай Черкасов попытал счастья. По собственной инициативе, загримировавшись под царя, он торжественно явился в кабинет Петрова. Но слишком молодой возраст и тщедушное телосложение не позволили утвердить Черкасова на роль. Зато Толстой предложил его на роль царевича Алексея. С ней актер справился блестяще.

В пробах на роль Петра актер Николай Симонов оказался только350let_Petr_Pervyj1 пятнадцатым по счету кандидатом. Историки-консультанты говорили, что он меньше всех похож на Петра Первого. Однако Алексей Толстой настоял на выборе именно Симонова, произнеся историческую фразу: «Зато теперь все будут считать, что Петр был именно таким!»

Рост царя – более 2 метров, Симонова – 1,82 метра. Чтобы сделать его представительнее, актера обували в сапоги на высоких каблуках, а внутрь сапог подкладывали пробковые стельки.

Николай Константинович тщательно готовился к роли, изучил личную переписку Петра, указы, книги и многое другое. На съемочной площадке актер так вживался в образ, что коллеги его даже боялись, в особенности в сценах, где Петр впадал в агрессию.

В эпизоде, когда Петр врывается к Меншикову и с криками «Вор!» начинает бить ближайшего соратника из-за плохого снабжения армии, Жаров, игравший роль Меншикова, уговорил режиссера снять эпизод «безопасным» способом, расчленив его на куски, чтобы успеть под «царские» удары «подставить подушечку».

Для батальных сцен нужно было набрать большую массовку. Разместили в газетах объявление. К воротам «Ленфильма» явились около 10 тысяч человек, из которых отобрали 1,5 тысячи наиболее характерных, типичных для Петровской эпохи. На ленинградских предприятиях было заказано 1,4 тысячи треуголок, 200 гренадерских шапок, 1,3 тысячи туфель, 1 тысячу штыков, 60 тысяч пуговиц.

В Озерках за Поклонной горой был возведен огромный комплекс декораций – фрагмент города, монастырь, дом Меншикова, шведская крепость.

Для съемок батальных сцен заложили пиротехнические фугасы. В нужный момент пиротехник нажимал кнопку, и взлетали очень эффектные дымовые фонтаны. Места зарытых фугасов отмечали белыми камнями, чтобы участники массовки случайно на них не встали.

 «Петр Первый» считается одним из главных шедевров «Ленфильма». На киностудии до сих пор хранятся многие предметы реквизита, костюмы и мебель, которые использовали в картине. В одном из залов в выставочном пространстве киноцентра «Ленфильм» расположилась выставка «Имперский Петербург», где можно увидеть эти раритеты.

Фильм имел грандиозный успех. За первые 11 дней проката его посмотрели более 1,5 миллионов зрителей. 

 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login