«С родной земли умри, да не сходи!»

Nevskiy1_4kv_2021В 1937 году Сергею Эйзенштейну поступило предложение от директора «Мосфильма» создать историческую картину. На выбор режиссеру были предложены сюжеты и герои из русской истории, и он остановился на фигуре Александра Невского. После выхода на экраны фильм затмил даже знаменитого «Чапаева».
К историческому аспекту будущей картины подошли очень серьезно: Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов главного героя. Старинные атрибуты и предметы интерьера создавались максимально точно к тому, что историкам известно о тех далеких временах. Из «Хроники Ливонии» — манускрипта Генриха Латвийского, создатели фильма взяли факт о католическом монахе, который во время битвы играл на портативном органе. Специально для фильма изготовили точную копию средневекового инструмента, и удивительная историческая деталь вошла в киноленту.

Приступая к выполнению важного «госзаказа» Эйзенштейн понимал, какое внимание будет обращено на его работу. К выбору сценариста, актеров и всей съемочной группы он подошел крайне ответственно. Сроки были также очень важны. Весь съемочный процесс должен был уложиться в 198 дней. По причине цейтнота работу над самой «холодной» сценой фильма запланировали на лето. Место, подходящее для съемок массовой исторической баталии, нашли прямо рядом с «Мосфильмом». Пришлось выкорчевать старый вишневый сад, выровнять и заасфальтировать площадь в 32 тысячи квадратных метров. Эту огромную территорию посыпали опилками и солью, а для морозного блеска добавили нафталина с мелом и залили жидким стеклом. Иллюзия снега в черно-белом фильме получилась очень достоверной. В роли Чудского озера «выступил» небольшой пруд, а льдины изготовили из дерева, пенопласта и фанеры, покрасив белой краской.

Nevskiy_4kv_2021Для большей достоверности кроме исторических доспехов в костюмерных мастерских «Мосфильма» нашили и исторические шубы с тулупами. Актерам приходилось мучиться в тяжелых и теплых костюмах, ведь лето 1938 года в Москве выдалось по-настоящему жарким. Кстати, железные доспехи были вовсе не бутафорией. Их сделали максимально похожими на старинные, поэтому весили они примерно столько же и точно так же нагревались на солнце. Артисты обжигались о раскаленный металл, а от шлемов на лбах оставались красные отметины. Грим также приходилось постоянно поправлять, под палящими лучами он мгновенно начинал течь.
Ледовое побоище занимает почти треть хронометража фильма – оно длится в картине 35 минут (из 102 минут общей продолжительности), это необычно для истории кино. Несмотря на тяжелые условия, в которых вынуждена была работать команда, работу завершили даже с опережением графика.
Фильм оказался невероятно своевременным: тема борьбы русского народа с внешним врагом была созвучна предвоенной эпохе, а под тевтонскими рыцарями можно было недвусмысленно угадать нацистскую Германию. Этот намек был настолько прозрачен, что фильм был изъят из проката после заключения пакта Риббентропа-Молотова, а после начала Великой Отечественной войны вернулся в кинозалы.

29 июля 1942 года был учрежден орден Александра Невского – награда для командного состава Красной Армии. Так как прижизненных портретов Александра Невского не сохранилось, на орден поместили профиль Николая Черкасова, исполнившего роль русского полководца в знаменитом фильме. Этот факт считается уникальным в истории фалеристики.
Ниже представлены книги, в которых описаны жизнь и творчество замечательного советского актеры, сыгравшего Александра Невского – Николая Константиновича Черкасова.

Список источников: 

Герасимов, Юрий Константинович. Черкасов / Ю. К. Герасимов, Ж. Г. Скверчинская. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1977. — 348 с.
Николай Константинович Черкасов // Самые знаменитые артисты России / авт.-сост. С. В. Истомин. — Москва : Вече, 2000. — С. 189-193.
Черкасов, Николай Константинович. В театре и в кино : рассказ о труде актера / Н. К. Черкасов ; рис. М. Мазрухо ; оформл. И. Фоминой. — Москва : Детская литература, 1973. — 143 с.
Черкасова, Нина Николаевна. Рядом с Черкасовым / Н. Н. Черкасова. — Ленинград : Лениздат, 1978. — 255 с. : ил.
Черкасов Николай Константинович // Сто великих актеров / И. А. Мусский. — Москва : Вече, 2002. — С. 242-247 : фот.
Щукин, А. Н. Черкасов Николай Константинович // Самые знаменитые люди России : в 2 т / А. Н. Щукин. — Москва : Вече, 1999. — Т. 2 : Н-Я. — С. 375-376.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login