Внесудебные способы урегулирования конфликта

Не все лица, обращающиеся в суд, знают о том, что имеются как административные процедуры, так и альтернативные способы урегулирования спора.

Например, в административном судопроизводстве один из наиболее частых споров – обжалование действий (бездействия) решения судебного пристава-исполнителя. Однако можно обратиться в порядке подчиненности, например, к старшему судебному приставу и вопрос может быть разрешен и без суда.

В качестве альтернативных способов разрешения конфликтов без процедуры рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства можно использовать: третейское разбирательство, переговоры, медиацию, органы нотариата, претензионный порядок и другие.

Если стороны используют альтернативные способы урегулирования конфликта – очень часто это добровольное и более быстрое исполнение требований. Например, при заключении гражданско-правового договора и наличия третейской оговорки в нем (третейского разбирательства) стороны добровольно берут на себя обязательства к исполнению принятого в отношении них решения.

Медиативное соглашение или нотариальное соглашение (об уплате алиментов) одновременно являются и исполнительными документами. При неисполнении их в добровольном порядке можно также как решение суда обратить к принудительному исполнению через соответствующие органы, в частности через службу судебных приставов.

В случаях обязательного досудебного урегулирования определенных категорий дел в суд можно заявить только те исковые требования, с которыми истец уже обращался к ответчику в претензионном или ином досудебном порядке урегулирования спора, например, к финансовому уполномоченному.

Рассмотрим спорные правоотношения на примере со страховой организацией (например, по поводу сумм, необходимых для восстановительного ремонта автомобиля, пострадавшего в ДТП).

Сначала ответчику (страховой организации) может быть направлена претензия, например, в связи с отказом автосервисной мастерской организации в приеме автомобиля на ремонт. Далее ей же можно направить претензию об изменении способа страхового возмещения и потребовать его в денежном эквиваленте, если гарантийный срок, установленный на автомобиль истца, на момент его повреждения в результате страхового случая по договору обязательного страхования гражданской ответственности не истек.

Далее, если пострадавший захочет судиться со страховой организацией, то он обязан будет в досудебном порядке обратиться к финансовому уполномоченному. Как мы видим из приведенного примера, может быть несколько способов урегулирования конфликта и неоднократное обращение с одним и тем же документом — претензией с разными требованиями, но по одному основанию.

Одним из условий обращения к финансовому уполномоченному является предварительное направление потребителем в финансовую (страховую) организацию претензии.

Вынесенное финансовым уполномоченным решение может быть обжаловано. Чаще всего финансовый уполномоченный становится на сторону пострадавшего, а обжалует решение страхования организация. При отсутствии обжалования оно должно быть исполнено финансовой (страховой) организацией добровольно. В случае неисполнения в добровольном порядке своих обязательств по решению финансового уполномоченного лицу выдается удостоверение.

Если в досудебном порядке не удалось решить вопрос при участии финансового уполномоченного и/или решение не устраивает одну из сторон спора, то можно обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением.

Для того, чтобы физические лица знали и стали пользоваться альтернативными способами урегулирования конфликта необходимо вести просветительские беседы. Одно из направлений юридической клиники ВИУ РАНХиГС также являются встречи с гражданами. Такая связь налажена через систему библиотек.

2 раза в месяц по предварительной записи на сайте библиотеки через форму «Спроси юриста» студенты вместе с директором юридической клиники консультируют граждан в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького. Данная работа ведется в рамках социального проекта «Правовой маяк», который успешно реализуется в партнёрстве с Волгоградским институтом управления – филиалом РАНХиГС с 2018 года.

На базе Волгоградской областной библиотеки для молодежи Центр бесплатной правовой помощи (юридическая клиника) уже несколько лет успешно реализует совместный проект Школа правовой грамотности «Право? Знать!». На ежемесячных встречах преподаватели и студенты читают лекции по интересующим граждан правовым вопросам, в том числе касающиеся защиты их прав.

Таким образом, студенты-юристы в рамках деятельности юридической клиники безвозмездно оказывают правовую помощь, осуществляя правовое просвещение, юридическое консультирование, составляя проекты претензий, жалоб и иных обращений, а также в исключительных случаях, представляя интересы граждан в судах.

Экспертное мнение подготовила директор Центра бесплатной правовой помощи (юридической клиники), кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Я.Я. Кайль

Для получения юридической консультации Вы можете обратиться в Центр бесплатной правовой помощи (юридическая клиника) ВИУ РАНХиГС. Запись на приём ведется по телефону 24-17-47 или по почте yuk_vags@mail.ru

Мы находимся по адресу: г. Волгоград, ул. Гагарина, 8 (вход с торца здания). Дополнительная информация размещена по ссылке: https://vlgr.ranepa.ru/about/struktura/podr/cbpp/index.php

 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login