Могут ли правовые средства помочь потребителю выбрать здоровое питание?
В документах Всемирной организации здравоохранения констатируется, что крепкое здоровье является основным ресурсом для социального, экономического и индивидуального развития, а также важным аспектом качества жизни, при этом пища называется в качестве одного из непременных условий и предпосылок здоровья.
В качестве причин роста неинфекционных заболеваний, рассматривается нарушение структуры питания, потребление продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жира. Предлагается внедрение программ здорового питания, которые предполагают меры по снижению потребления критически значимых пищевых веществ — добавленного сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот.
Политика здорового питания предполагает просвещение потребителей, информирование как о системе здорового питания в целом, так и о конкретных продуктах. Всемирная организация здравоохранения разрабатывает основные подходы к здоровому питанию, которые предполагают ежедневное потребление фруктов и овощей, снижение потребления жиров, сокращение потребления соли и сахара.
В России, согласно статистическим данным, 43,4 % респондентов старше трех лет, имеют одно или несколько заболеваний (состояний), связанных с питанием (в том числе, повышенное артериальное давление, диабет или повышенный сахар в крови; высокий уровень холестерина в крови; инфаркт миокарда; инсульт) (https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html).
Здоровье имеет ценность не только для конкретного человека и членов его семьи, но и для всего общества и государства в целом, поскольку влияет на экономический рост.
Несмотря на то, что питание – это личный выбор каждого человека, государство может сформировать среду, в которой легче выбирать здоровой образ жизни и здоровые продукты. Для этого могут использоваться правовые средства.
Например, устанавливаются требования к качеству и безопасности продуктов питания, разрабатываются нормы потребления необходимых для организма человека веществ.
Устанавливается административная (ст. 14.46.1 КоАП РФ), уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ) за нарушение правил маркировки и нанесения информации, в том числе и в отношении пищевой продукции.
Продажа сигарет и алкоголя допускается только при достижении возраста 18 лет, ограничивается реклама указанных продуктов, а реализация сигарет возможна только в упаковках с изображениями пагубных последствий курения.
Устанавливаются правила, обязывающие производителей указывать на товаре определенный набор информации, а продавцов – раскладывать товар таким образом, чтобы внимание потребителя было сосредоточено на здоровых продуктах.
Так, ФЗ «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на просвещение (преамбула, ст. 3), на получение информации о товаре (ст. 8). Информация предоставляется в наглядной и доступной форме, на русском языке, на государственном языке субъекта РФ, или языках народов РФ. П. 1 ст. 10: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». В отношении продуктов питания должна предоставляться перечисленная в п. 2 ст. 10 информация, в том числе, о составе, включая пищевые добавки и компоненты, полученные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, и пищевой ценности.
В п. 37 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 установлено требование к выкладке молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов. Товары должны быть расположены таким образом, чтобы можно было визуально отделить их от других продуктов. Выкладка должна сопровождаться надписью «Продукты без заменителя молочного жира». В качестве способов такого визуального отделения могут использоваться полочные разделители, специальное оформление товарных ценников (например, различных по цвету), выделение специальных полок, предназначенных для расположения молочных товаров без заменителя молочного жира, размещение в одном холодильнике.
Предполагается, что потребитель должен иметь возможность сделать выбор, основываясь на сформированных представлениях о здоровом образе жизни и достоверной информации о продукте.
К сожалению, данный подход рассчитан на рациональное поведение потребителя, который должен учитывать необходимость сбалансированного и качественного питания. Однако, в реальности потребитель скорее оказывается иррационален, на его выбор оказывает влияние комплекс различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Далеко не всегда пропаганда здорового образа жизни и просвещение приносит ожидаемые результаты, поскольку потребители, приобретая те или иные продукты питания, нечасто мыслят рационально и руководствуются принципами здорового образа жизни. При этом, рынком удовлетворяются любые запросы потребителей, в том числе и неразумные, поэтому результат конкуренции не всегда лучший для потребителя.
Поэтому должно уделяться внимание наглядности и доступности раскрываемой информации. Одним из вариантов является внедрение цветовой маркировки продуктов питания с условным названием «светофор», где красным обозначаются продукты с высоким содержанием трансжиров, соли, сахара и т.д., а зеленым – наиболее безопасные, в которых вредные составляющие отсутствуют.
Экспертное мнение подготовила доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС, к.ю.н., доцент Козлова М.Ю.
Для получения юридической консультации Вы можете обратиться в Центр бесплатной правовой помощи (юридическая клиника) ВИУ РАНХиГС. Запись на приём ведется по телефону 24-17-47 или по почте yuk_vags@mail.ru
Мы находимся по адресу: г. Волгоград, ул. Гагарина, 8 (вход с торца здания). Дополнительная информация размещена по ссылке: https://vlgr.ranepa.ru/about/struktura/podr/cbpp/index.php