Как и что делать потребителю, если им приобретен некачественный товар?
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в частности, в случае обнаружения в товаре недостатков. Для этого необходимо составить претензию о возврате денежных средств за некачественный товар, в которой изложить основания ее предъявления и заявить свои требования (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. п. 1, 3 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Претензия составляется в свободной форме. В ней следует указать:
- наименование (если это индивидуальные предприниматель — фамилию, имя, отчество) продавца товара, адрес его места нахождения (или место жительства ИП);
- Ваши данные: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон, адрес электронной почты (если имеется).
- описание приобретенного товара, дату и место его приобретения, его стоимость, размер расходов, связанных с приобретением товара (например, стоимость доставки, установки товара, консультации специалиста),
- описание выявленного недостатка и обстоятельств его обнаружения.
- требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества суммы.
- реквизиты вашего банковского счета, на который продавцу необходимо возвратить денежные средства.
- перечень прилагаемых к претензии документов ( кассовый чек (банковскую выписку или иной документ, подтверждающий факт покупки или списания денежных средств в счет оплаты за товар), документы, подтверждающие приобретение дополнительных услуг, непосредственно связанных с покупкой товара, а также, если имеются, акт проведенной экспертизы или заключение специалиста, содержащие выводы о наличии и/или причинах возникновения недостатка.
- Дату и вашу подпись.
Наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) ИП, ИНН могут быть указаны, например, в чеке или квитанции за товар (п. 1 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).
Адрес места нахождения юридического лица можно узнать также по номеру ИНН (или ОГРН) на официальном сайте ФНС России (ст. 2, пп. «в» п. 1 ст. 5, п. п. 1, 8 ст. 6 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; п.1, пп. 5.5.6 п. 5.5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).
Отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Подтверждением приобретения и оплаты товара могут быть, в частности, свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ; п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1; п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
Направить претензию рекомендуется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. Направление претензии в форме электронного документа, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи законодательством не запрещается. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого она исходит и кому адресована. (ст. 165.1 ГК РФ; п. п. 64, 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25; пп. «б» п. 10 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»).
Можно лично подать претензию уполномоченному лицу (директору магазина, старшему администратору, секретарю и т.п.), но при этом рекомендуется изготовить два экземпляра претензии, и желательно, чтобы на вашем экземпляре лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись и дату принятия претензии.
Бремя доказывания факта направления претензии лежит на отправителе (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25).
Возвратить уплаченную за товар денежную сумму продавец (изготовитель, импортер) обязан в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона № 2300-1).
ВАЖНО! Необходимо помнить, что если продавец в добровольном порядке не удовлетворил требования потребителя, суд при удовлетворении требований потребителя дополнительно взыскивает с продавца штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1). Штраф взыскивается в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Данный штраф является санкцией гражданско-правового характера, установленной Законом № 2300-1 (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 04.07.2012, ст. 330 Гражданского кодекса РФ). Гражданско-правовая ответственность предполагает соразмерность нарушенным обязательствам и носит компенсационный характер (п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 333 ГК РФ).
Экспертное мнение подготовил кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС Токарев Д.А.
Для получения юридической консультации Вы можете обратиться в Центр бесплатной правовой помощи (юридическая клиника) ВИУ РАНХиГС. Запись на приём ведется по телефону 24-17-47 или по почте yuk_vags@mail.ru
Мы находимся по адресу: г. Волгоград, ул. Гагарина, 8 (вход с торца здания). Дополнительная информация размещена по ссылке: https://vlgr.ranepa.ru/about/struktura/podr/cbpp/index.php