Ермолова Мария Николаевна
«Актера нельзя воспитать и обучить,
если не воспитать в нем человека»
М. Ермолова
Русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.
Родилась 3 (15) июля 1853 в Москве в семье суфлера Малого театра Н.А. Ермолова. В 1863 поступила в Московское Императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф. Н. Манохина. К балету у юной Ермоловой душа не лежала и, учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 отец Ермоловой выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением Жених нарасхват Д.Т. Ленского в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты. Эта роль не стала поворотной в судьбе юной Ермоловой: актриса была рождена для трагедийного театра.
В 1870 Н.М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис Эмилию Галотти Г.Э.Лессинга, предложила Ермоловой главную роль (вместо заболевшей Г.Н. Федотовой). В 1871 Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра.
По зачислении в труппу театра Ермолова играла роли классического репертуара: Лидочка (Свадьба Кречинского А. В. Сухово-Кобылина, 1871), Марианна (Тартюф Мольера, 1971), Бьянка (Укрощение строптивой У. Шекспира, 1871), Любовь Гордеевна (Бедность не порок) и Катерина (Гроза Островского, обе 1873), Софья (Горе от ума А. С. Грибоедова, 1874) и др.; актриса много играла и в бытовых мелодрамах и комедиях современных русских драматургов В. Александрова (Крылова), Н .Куликова, В. Дьяченко, В. Бегичева, К. Тарновского, Н. Потехина и др. Ермолова прекрасно играла многие роли в современных бытовых пьесах: Надя (Закинутые тенета Дьяченко, 1874), Леля (Блуждающие огни, Л.Антропова, 1874), Елена (Злоба дня, 1875) и Мария (Богатырь века, 1876, обе Потехина) и др. Ее героини сопротивлялись грубости и окружающей пошлости, располагая к себе в любых ситуациях. В 1876 в свой первый бенефис Ермолова поставила пьесу Лопе де Вега Овечий источник в специально сделанном для этого случая переводе С.А.Юрьева. Роль Лауренсии стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра – «эпоху романтики». Вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, искренности, теплоты и правдивости.
Сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д’Арк (Орлеанская дева Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Отстаивая свою линию в репертуаре Малого театра, Ермолова добилась в 1886 разрешения поставить в свой бенефис трагедию Шиллера Мария Стюарт и сыграла в ней главную роль. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Федра (Федра Ж.Расина, 1890), Сафо (Сафо Грильпарцера, 1892), Гермиона (Зимняя сказка Шекспира, 1887), леди Макбет (Макбет Шекспира, 1896) и др.
В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли – Кручинина (Без вины виноватые, 1908) и царица Марфа (Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский Островского, 1909), фру Альвинг (Привидения Х.Ибсена, 1909) и др. В 1918 Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе П.П.Гнедича Декабрист, позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в Посаднике А.К.Толстого. В 1921 она оставила сцену.
Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, Я.П.Полонского и др.
Умерла Ермолова в Москве 12 марта 1928.