На сайте ведутся технические работы

На сопках Манчжурии

11.02.2019

История России богата на события. Нет в календаре дня, в который не произошло бы нечто, исторически значимое, вписанное в летописи или документальные хроники. Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова старается напоминать своим пользователям о таких событиях, проводя вечера-хронографы, вечера исторических портретов, литературно-музыкальные композиции, электронные презентации или экскурсы в историю. Особенно важными сотрудники библиотеки считают мероприятия c подрастающем поколением, которому вскоре предстоит стать опорой России.

 9-10 февраля 2019 года исполняется 115 лет со дня начала Русско-Японской войны. Этому событию был посвящен вечер-хронограф «На сопках Манчжурии», который прошел в читальном зале библиотеки для учащихся 8 «А» класса школы № 110.

Начался вечер с вступительного слова библиографа Марины Николаевны Урусовой, которая оповестила о юбилее исторического события и описала несколько спорных моментов, связанных с началом и окончанием Русско-Японской войны. Ребята с узнали, что точную дату начала этой войны историки назвать затрудняются – то ли это было 9 февраля, когда японцы напали на Порт-Артур, то ли 10 февраля, когда крейсер «Варяг» напал на японскую эскадру у Чемульпо. В зависимости от даты, можно определить «зачинщика» войны. Если верна первая, то войну начала Япония, если вторая – то формально её начала Россия.

Марина Николаевна предложила ребятам посмотреть хронику, посвящённый Русско-Японской войне, смонтированную из кадров документальных фильмов. Из неё школьники узнали об основных этапах войны. Рассказывая о причинах поражения России в войне 1904-1905 гг. Марина Николаевна назвала 6 основных:

– отношение к войне Николая II, который на все сообщения о поражениях отвечал: «Такова воля Божья», и отказывался от принятия мер по устранению несогласованности в командовании;

– отсутствие единого главнокомандующего войсками, в результате которого не было общего плана по ведению войны;

– тактическая ошибка при прогнозировании развития событий – наши полководцы делали ставку на флот, считая, что Япония не будет вести войну на суше. В результате не была выстроена достойная линия обороны;

– плохое снабжение из-за слабой пропускной способности Сибирской железнодорожной магистрали, и ненадлежащего надзора за качеством присылаемых провианта и обмундирования (протухшая солонина, разваливающиеся сапоги, расходящиеся по швам полушубки);

– рискованные и провальные операции. Особенно впечатлили ребят рассказы о сдаче японцам Порт-Артура и о походе кораблей Балтийского флота на Дальний Восток, а также о нашем поражении в Цусимском сражении, которое было частично обусловлено решением «усовершенствовать» снаряды, в результате чего они потеряли балансировку, и наши моряки не могли точно бить в цель;

– революция 1905 года. Россия могла победить Японию, если бы не пришлось воевать на два фронта – против японцев и собственного народа.

Марина Николаевна отметила, что Русско-Японская война оставила в народной памяти немало доблестных подвигов. И предложила с ними познакомиться. Ребята посмотрели клип «Варяг» на знаменитую песню, видеорядом к которому стали кадры фильма «Крейсер «Варяг» (1946), а после этого – фотографию командира крейсера контр-адмирала В. Ф. Руднева. Школьники узнали, что командир крейсера «Варяг» был награждён не только российским орденом, но и японским, потому что его решение атаковать эскадру, было сродни решениям самураев.

Рассказ о героях Русско-Японской войны сопровождался показом электронной презентации, в которой были представлены сведения о вице-адмирале С. О. Макарове, живописце В. В. Верещагине, капитане 1-го ранга и художнике-маринисте В. В. Игнациусе, разведчиках – А. Н. Волкове и И. Рябове, юном «связисте» Коле Зуеве, хирурге С. Р. Миротворцеве и сестре милосердия Л. П. Ливен.

Прозвучала информация о песнях, созданных в период Русско-Японской войны. Ребята получили возможность ближе познакомиться с двумя из них, мелодии которых они много раз слышали на другие слова. С удивлением в казачьей песне «На реке Ляохе загорались огни…» они узнали комсомольскую «Там вдали за рекой…», и впервые услышали оригинальные слова на мелодию вальса «На сопках Манчжурии».

Завершая вечер-хронограф, М. Н. Урусова озвучила особое мнение некоторых современных историков о том, что Россия выиграла Русско-Японскую войну, поскольку уже к 1913 году стала одной из богатейших стран мира, в отличие от Японии, которая в это самое время находилась в глубоком экономическом кризисе, так и не сумев оправиться от потерь.

Преподаватель и учащиеся поблагодарили Марину Николаевну за интересный рассказ, и получили приглашение на историческое досье «Казаки в Париже», которое пройдет в марте.

 Марина Николаевна Урусова

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Login