Алексей Маресьев. Подвиг длиною в жизнь

 Maresyev3 20 мая 1916 года день рождения Алексея Петровича Маресьева, нашего земляка, легендарного советского военного летчика, Героя Советского Союза.

   Алексей Петрович родился в уездном городе Камышине Саратовской губернии, (ныне – Волгоградская область), в семье крестьянина-бедняка. Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Через год после рождения Алеши от ран, полученных в Первую мировую, умер отец, и матери, Екатерине Никитичне, пришлось одной растить детей, а их было трое.
В возрасте восьми лет Алексей пошел учиться в школу. Закончив 6 классов, он поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при камышинских лесозаводах. 1933 год – Алексей – токарь по металлу на лесозаводе. В 1934 году Алексей Маресьев по комсомольской путевке прибывает на знаменитую молодежную стройку в Комсомольск-на- Амуре. Полгода он работает лесорубом, затем механиком. Вот здесь, в тайге и начинается первая страница его летной жизни. Работая, Маресьев занимается в аэроклубе, много читает об авиации. Клуб не имел хорошей базы, учиться приходилось в очень трудных условиях, Выдержали лишь самые упорные. Среди них был и Алексей Маресьев.
В 1937 году его призывают в ряды Красной Армии. На острове Сахалин, в пограничном авиаотряде исправно несет службу авиамоторист Алексей Маресьев. В октябре 1939 года Маресьева направляют учиться в Читинскую школу пилотов, которая накануне войны была переведена в город Батайск, где Алексей Маресьев закончил ее и получил первое воинское звание младшего лейтенанта. В той же школе его оставляют работать летчиком-инструктором.

   Началась война. Маресьев подает раппорт с просьбой отправить на фронт.Maresyev Его просьба была удовлетворена, и вот он уже летчик 296-го истребительного авиационного полка. В авиаполку Алексей Маресьев нравился всем, не чурался никакой черновой работы. При вылетах на боевые задания сослуживцы были уверены в нем, в его помощи. Ведь главное в бою — товарищеская выручка. Не раз Алексей бросался на помощь товарищу, рискуя собственной жизнью.
   В начале 1942 года за образцовое выполнение заданий командования Алексей Маресьев награждается орденом Красного Знамени. В марте 1942 года в воздушном бою в районе Демянского плацдарма (Новгородская обл.) самолет Маресьева был подбит. Падая, самолет задел верхушки сосен, это смягчило удар. «Як» развалился на части, пилота подбросило в воздух, и, упав на 

Maresyev2широкую ель, он заскользил по ветвям в глубокий снег. Это и спасло ему жизнь. Тяжело раненный летчик 18 суток ползком пробирался к фронту, которые и десятилетия спустя оставались глухими и отдалёнными. Наткнувшиеся на него первыми отец и сын, жители деревни Плав, обошли лётчика стороной — он уже почти не отзывался на окрики, и крестьяне решили, что перед ними немец. Спасителями Алексея стали деревенские мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров. Они поняли, что измученный человек — свой, и позвали на помощь взрослых. Его привезли в деревню, но врача в ней не было. Лишь спустя неделю за Маресьевым прилетел самолёт, на котором его вывезли в госпиталь в Москву.
   История могла на этом и закончиться — в столицу Маресьев попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в госпитале было много, и лётчика, как практически безнадёжного, положили на каталке в коридоре. Здесь во время обхода на него и обратил внимание профессор Теребинский. Осмотрев Маресьева, он скомандовал: «Живо на операционный стол!» Ампутация обеих ног спасла лётчику жизнь, но, казалось, поставила точку в карьере пилота. Но Маресьев не смирился, решив, что снова будет летать.
Был и человек, который ему помог в самые сложные дни — в книге Бориса Полевого он предстал в звании полкового комиссара. После операции Маресьеву кололи сильно действующие обезболивающие, и комиссар сказал: «Алексей, от такой поддержки надо отвыкать, погибнешь». Поддержка комиссара, по признанию Маресьева, помогла ему взять себя в руки и начать бороться. Как и описано в книге, комиссар умер в госпитале. В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя, отправив на реабилитацию в санаторий. К этому моменту он уже был уверен, что снова будет летать. Вот только подобную возможность ещё нужно было доказать врачам. В конце концов, медицинская комиссии не устояла, пораженная необыкновенной силой воли этого удивительного лейтенанта, он рвался в воздух как раненый сокол. Допуская Маресьева к тренировочным полетам на У-2, они не очень — то верили, что из этого получится. Маресьев тренировался без устали. Вот что сказано об этом в «Истории Великой Отечественной войны»: «Огромного напряжения сил стоили ему длительные тренировки, чтобы также мастерски управлять самолетом, как и раньше. И этот несгибаемой воли человек, достиг того, что машина, как и прежде повиновалась ему».

   С июня 1943 года в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполкаMaresyev1 участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике, сбил еще 7 самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза. Часть, в которой служил Маресьев, отличилась в боях на Курской дуге, и туда стали часто приезжать военные корреспонденты, одним из которых и оказался Борис Полевой. Ему удалось вызвать Маресьева на откровенный разговор. Лётчик, к тому времени сбивший уже несколько немецких самолётов, понял, что по-настоящему смог вернуться в строй, и в этом состоянии ему захотелось выговориться, рассказать обо всём, что с ним произошло. Полевой понял, что этот удивительный рассказ может стать основой для книги. Так и получилось, книга вышла сразу после войны, в 1946 году.
   За годы войны совершил 86 боевых вылетов. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Сам Маресьев честно признавался — нагрузки в полётах росли, и переносить их становилось всё труднее.
   С Борисом Полевым Маресьев снова встретился так, как это и было описано в послесловии к книге — повесть была уже опубликована в журнальном варианте, её читали по радио, и лётчик однажды услышал из репродуктора свою собственную историю. Он сумел связаться с Полевым, который убедился, что его герой оказался вполне достоин обрушившейся на него известности. Все, кто его знал, говорили, что в нём не было никакого пафоса. Сам Маресьев не любил, когда его называли «легендарным», подчёркивал, что никогда ни у кого ничего не просил и ни на какие почести не напрашивался.
   18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Он как раз собирался на это мероприятие, когда его сразил инфаркт. Зрителям, уже собравшимся в зале, объявили о том, что Алексея Петровича Маресьева не стало.
   Часто бывает так, что человек, ставший прототипом популярного книжного героя, в жизни не дотягивает до образа, созданного писателем. Алексей Маресьев всей своей жизнью доказал, что «Повесть о настоящем человеке» — не лакированный миф, а реальная история о мужестве и силе духа. Хочется верить, что книга эта будет учить стойкости и целеустремлённости ещё не одно поколение граждан нашей страны.

В статье использованы материалы:

Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой. – Москва: ДОСААФ СССР, 1978. – 238 с.: ил.
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты : справочник / Под. ред. О.А. Ржешевского. – 2-е изд., доп. – Москва.: Республика, 2000 . – С. 164.
Строки из биографии // Герои–волгоградцы : [биографические очерки] / лит. обраб. В.И. Ефимова и др. – Волгоград : Нижне – Волжское книжное издательство, 1967. – С. 221-229.
https://aif.ru/society/history/zhizn_nastoyashchego_c..

Гречишникова О. В. , заведующая отделом «Абонемент»

This entry was posted in Патриотическое воспитание. Bookmark the permalink.